17 миллионов тонн нынешних плюс 4 миллиона тонн – остаток с прошлого года, минус миллион тонн пропадет после усушки и очистки зерна от примесей. Итого: на год нам – 20 миллионов тонн зерна. Много это или мало?
Традиционно для внутренних потребностей Казахстан оставляет 9 миллионов тонн хлеба. Остальное зерно или продается как есть, или перерабатывается в муку и экспортируется уже как готовый продукт. Второй вариант выгоднее, и Казахстан последние годы является крупнейшим экспортером муки в мире, поставляя на рынок более 2 миллионов тонн в год.
Но экспорт Казахстана как в зерне, так и в муке постоянно наталкивается на жесткую конкуренцию других стран. Потому продавать столько, сколько мы можем и хотим, не получается.
Из 9 миллионов тонн зерна для собственного потребления примерно 2 миллиона тонн пойдут на выпечку хлеба. На этом рынке полностью правит АО “Продкорпорация”. Всего эта госкомпания закупает около 1 миллиона тонн зерновых в год – это ресурс для регулирования рынка и поставки в регионы. Именно из такого зерна крупные хлебозаводы пекут так называемый социальный хлеб – стандартный кирпич.
Еще 3,5 миллиона тонн зерна используется на корма, это наименее качественная пшеница 5-го класса.
В ближайшие годы использование зерна на комбикорм увеличится, поскольку растет поголовье скота. Поголовье птицы пока сокращается, но если государство снова будет субсидировать корма для птицеводства, то и эта отрасль резко увеличит потребление зерна.
Большую часть зерна республика продает в Россию. Другие традиционные рынки для казахстанского хлеба – Иран и Центральная Азия. Тут свои проблемы.
В 2012 году главный покупатель нашей муки – Узбекистан – ввел ограничения по импорту с начала 2013 года. В результате за первое полугодие 2013 года экспорт казахстанской муки упал на 45 процентов – с 1,2 миллиона до 709 тысяч тонн. При этом соседи увеличили экспорт зерна. Замысел простой: обеспечить работой собственных мукомолов и одновременно уменьшить стоимость импорта хлеба.
Защищая интересы отечественных производителей, наше правительство применило “зеркальные” меры в отношении импорта продукции из стран Центральной Азии. Но результата особого не было.
Поставки пшеницы в Иран сталкиваются с проблемами логистики. В 2013 году была создана морская компания, которая купила 2 сухогруза, они могут перевезти до 100 тысяч тонн зерна в год.
Более дешевым путем доставки могла бы стать железная дорога Жанаозен – Кызыл-Кия (Туркменистан) – Горган (Иран). Эта дорога позволит перевозить в год до 3 миллионов тонн зерна в направлении Ирана, далее в страны Персидского залива и Средиземного моря. Наш участок пути уже сдан в эксплуатацию, а вот Туркменистан еще не достроил свой участок.
Ситуацию на рынке зерна, скорее всего, поменяет идущая сейчас гражданская война в Украине. Причем самым коренным образом.
По прогнозу Минэкономразвития страны, Украина сможет экспортировать 32 миллиона тонн зерновых.
Однако прогнозами все и ограничилось. Министр аграрной политики и продовольствия Украины Игорь ШВАЙКА высказал намерение ограничить доступ к оперативным данным по уборке зерновых в Украине.
– Я абсолютно серьезно говорю, что урожайность и прогнозы уборки, тем более результаты уборки в частности зерновых, являются информацией, которая не будет разглашаться… как информация об обеспечении продовольствием во время военного положения, – сказал он журналистам.
В итоге позиция этой страны на мировом зерновом рынке будет подобна чертику из табакерки: если трейдеры воспримут такое положение как угрозу стабильности, то это может привести к росту цен. Вероятнее всего, традиционные потребители украинского хлеба будут искать новых поставщиков.
– В последнее время интерес к казахстанскому зерну проявляет государственная продкорпорация Турции. Ее представители уже побывали в Казахстане. Но, видимо, они будут покупать товарное зерно только у Продкорпорации, – рассказал “КАРАВАНУ” представитель одной из зерновых компаний.
Все эти факторы подливают масла в костер главной интриги зернового рынка: какой будет новая цена на пшеницу? Казахстанские производители откровенно ждут роста цены. Для них это будет возможность отыграться за потери после девальвации тенге и низких цен после плохого урожая прошлого года.
На мировых рынках цены на пшеницу колеблются в пределах 190–200 долларов за тонну, что при курсе 183 тенге за доллар составляет 34,5–36,6 тысячи тенге. Коммерческая цена пшеницы третьего класса, установленная Продкорпорацией, – 42 тысячи тенге за тонну. Так что рынок зерновых в Казахстане в этом году будут ждать небольшие потрясения. С другой стороны, казахстанским компаниям позволят выйти на новые рынки. А правительству надо будет учиться работать с трейдерами рука об руку.