Рыбы без костей не бывает: бизнесмену из Казахстана во время карантина не нужна финансовая помощь

На мгновение я потерял дар речи: услышать такое от предпринимателя, который в результате карантина несет убытки?

Несколько лет назад алматинец Алексей ЩЕТИНИН построил на берегу Капшагайского водохранилища рыбную ферму. Но разводить стал не сазана с судаком и не леща с карасями. Сплошь экзотика: от более или менее знакомых многим тилапии и страйбасса до баррамунди и клариуса. Ферма выращивала их от икры и мальков до товарной продукции в режиме замкнутого цикла – вода с температурой 27–28 градусов должна постоянно циркулировать. В прошлом году я видел эти инкубаторы-ясли, аквариумы, садки и здоровенные бассейны, кишащие рыбой.  Африканских сомов стали разводить в ЮКО

Две тысячи тонн продукции в год! Сейчас предприятие частично приостановило деятельность.

– Алексей, но даже в карантин люди едят рыбу.

– Наши клиенты – рестораны, кафе, рынки – были закрыты, хотя мой товар шел там на ура. Какие тои, какие банкеты? Главная проблема сегодня у меня – сбыть продукцию. Чтобы как-то сэкономить, даже отказался от выращивания тилапии, страйбасса и баррамунди. Остался только клариус. Он быстрее растет. Но его тоже надо кормить. Это же расходы? В такую, блин, яму попали…

– В прошлом году вы говорили, что начнете делать полуфабрикаты и готовые продукты.

– Да, начали и вялить, и солить, и коптить. Пошли колбасы, филе, фарши, котлеты, медальоны. Даже халяльный сертификат на них получили. Надо было выходить на новый уровень переработки. В холодильниках и бассейнах у меня уже больше 200 тонн товара! Еще почти тысяча тонн к концу года будет – когда молодняк подойдет к товарной кондиции. И куда всё это добро девать?

Справка “КАРАВАНА”

Всемирная организация здравоохранения рекомендует довести уровень потребления рыбы хотя бы до минимального – 16 килограммов в год. В “мясоедном” Казахстане сейчас – менее 4 килограммов.

Уха из петуха? Или почему баран корове не конкурент

18 августа на заседании правительства рассматривали перспективы развития рыбной отрасли Казахстана, которая должна стать одной из базовых в структуре агропромышленного комплекса к 2030 году. Главная идея – переориентировать ее с рыболовства на рыбоводство. Итог: премьер-министр Аскар МАМИН поручил министру экологии, геологии и природных ресурсов Магзуму МИРЗАГАЛИЕВУ в месячный срок проработать с бизнес-сообществом предложения по расширению субсидирования рыбной отрасли. И до 1 ноября “разработать и утвердить региональные программы рыбного хозяйства с указанием конкретных индикаторов и мероприятий по приоритетному субсидированию, выделению земельных участков, подведению инфраструктуры и других мер государственной поддержки”.

Справка “КАРАВАНА”

Казахстан импортирует более 43 тысяч тонн рыбы и морепродуктов в год. Экспортирует рыбы – 30 тысяч тонн (рост в 10 раз). При этом вылавливает около 45 тысяч тонн, а выращивает только 7,4 тысячи.

Выходит, что у Щетинина тут львиная доля с его двумя тысячами тонн?

– Алексей, у вас есть конкуренты на рынке рыбоводства?

– На Каспии, на Урале выращивают лососевых и осетровых. Но на мясном рынке (смеется) бараны и коровы между собой не конкурируют? И осетр, и форель дороже и мяса, и моего клариуса раза в 3–4. Я уже сбился со счета, сколько раз предлагал свою продукцию разным министерствам. Школьников, воспитанников детских домов надо кормить рыбой? Больных в учреждениях здравоохранения? Солдаты должны не кости леща выковыривать из зубов, а Родину защищать. В конце концов, им положено 120 граммов рыбы в сутки? При этом я предлагал свою продукцию по ценам ниже рыночных. А сегодня все 200 тонн готов отдать чуть ли не по себестоимости. Пусть в министерствах попробуют.

– То есть вам нужна поддержка государства в реализации продукции?

– Именно! Я – отечественный инвестор. Вложил свои деньги в производство продукции, аналогов которой по своим качествам – со всеми липидами-пептидами и другими полезными свойствами без холестерина и почти без костей – нет в стране! Создал новые рабочие места, но никак не могу попасть в госзакуп, хотя мой товар дешевле и полезнее.

– Лоббисты-импортеры виноваты?

– Да они во всех странах есть! В нашей отрасли государственно-частное парт-нерство по строительству рыбзаводов – это слишком длинные инвестиции с не всегда предсказуемым результатом. Тут невозможна быстрая окупаемость. Да, есть официальные гарантии на компенсацию затрат при экспорте на грузоперевозки. Но там такая бумажная волокита! У меня есть договоры с российскими партнерами. Отправлять 60–80 тонн туда в месяц – хоть часть убытков покрою. Реальных мер господдержки отечественного производителя рыбной продукции я пока не увидел. Дайте нам возможность поставлять госорганизациям свой товар через тендеры и конкурсы – это лучшая альтернатива субсидированию отрасли для выживания. Всё! Мы больше года пытались добиться внесения аквакультуры в реестры экспорта и госзакупа.

– И каков “улов”?

– Ноль!

– Но министерство экологии планирует внести в парламент закон “Об аквакультуре”, который как раз вас и касается.

– Уф-ф-ф… А когда это произойдет?.. Мне даже персонал пришлось сократить! А это хорошие специалисты. Надеюсь, что временно сократил.

– Кстати, в программе министерства предполагают обучение специалистов – рыбоводы жалуются, что их не хватает.

– Я своих за границей обучал, потому что у меня поголовье специфическое. А наши вузы готовят специалистов на местном материале. Какая аквакультура? Мы даже в ресторанах мастер-классы давали, как правильно надо готовить то, что мы выращиваем.

Опять про рыбу и удочку

На заседании правительства прозвучало, что в Казахстане к 2030 году “можно выращивать до 600 тысяч тонн рыбы в год”. Только за счет госсубсидий на производство корма и строительство новых рыбных ферм? Ответ пришел из Китая.

Ихтиолог Марат КУДЖАХМЕТ написал мне в “Фейсбуке”:

“У нас (ну да, он уже больше 10 лет там живет) производителей корма для рыбы поддерживают субсидиями. Для тех, кто выращивает рыбу в замкнутом режиме водопотребления, – скидки по кредитам, по налогам. Есть стимулы – есть прогресс…”.

В Германии, Испании, Италии, Франции для рыбозаводчиков – тоже скидки по налогам. Но не всем. Их продукция должна быть конкурентоспособной не только на внутреннем, но и на международном рынке.

Как считает юрист Валентин УСАЧЕВ, Казахстану следует присмотреться к опыту ряда стран, который они наработали во время карантина.

– Когда в Европе, некоторых азиатских государствах супермаркеты, рестораны и кафе приостановили свою работу, власти поняли, что сработает принцип домино. Тогда и производители полуфабрикатов и продуктов питания тоже начнут массово закрываться. Выход нашли такой: стали закупать у предприятий их продукцию и распределять ее в виде гуманитарной помощи гражданам, потерявшим работу. Этим выстрелом они двух зайцев убили: и бизнес поддержали, и население. Помните мудрость, как накормить голодного? Можно дать ему рыбу, а можно и удочку. Производителям продуктов питания дали удочку…

Наше министерство экологии, геологии и природных ресурсов все-таки упирает на субсидии для рыбоводов. До 50 процентов – на закуп посадочного материала, на содержание маточных стад ценных пород. А также на возмещение затрат на создание и расширение садкового хозяйства и комплексов по переработке продукции. Эти меры, как считают в министерстве, помогут поднять отрасль.

По мнению Алексея Щетинина, Казахстан вполне способен за несколько лет удвоить и даже утроить выращивание рыбы.

– Сейчас я на паузе. Почти полгода потеряно. Если запущу вторую производственную линию, то смогу выдавать до 10 тысяч тонн продукции в год.

10 подобных предприятий в стране – уже 100 тысяч тонн. Простая арифметика. Если появятся новые – тогда вообще не надо будет импортировать продукт неизвестного происхождения и перезамороженный неизвестно сколько раз. Кстати, Казахстан экспортирует качественный продукт: филе судака и сазана – уже наш бренд в Европе. А закупаем что попало. Семга и дорогие морепродукты – не в счет. Ну и где призыв: “Покупайте отечественное”?

– Алексей, премьер-министр Мамин и министр экологии Мирзагалиев сказали, что к разработке региональных программ по выращиванию рыбы и закона об аквакультуре привлекут рыбоводов. Вы готовы изложить свои соображения?

– Да, мы всегда готовы поделиться опытом. С удовольствием. Нам есть что сказать.

Алматы