Создалась замороопасная ситуация, которая в иных местах уже приводит к гибели рыбы. Мы решили лично убедиться в происходящем и проверить положение дел на месте.
Западно-Казахстанская область - одна из самых богатых в республике по численности водоемов.
Здесь насчитывается около трехсот различных рек, озер, стариц и почти везде имеется рыба. Порыбачить сюда приезжают люди из соседних областей России и даже дальнего зарубежья. Но нынешняя ситуация с замором встревожила всех.
Мы проехались по рекам, расположенным вдоль Уральска, который как известно, стоит на трех реках - Урале, Деркуле и Чагане. Снега по колено, ихтиолог межрайонной рыбной инспекции Динара Имашева измеряет толщину снежного покрова на Деркуле. "Сегодня 25сантиметров, а недавно доходило до 40 сантиметров", - констатирует она.
А в это время государственный рыбный инспектор Ибрай Суханов ледобуром делает лунку. Лед тяжело поддается острию специального приспособления. "Толщина льда 60 сантимеров, а еще снегом все покрыто, конечно, рыбе тяжело дышать", - говорит опытный специалист. Уровень кислорода в Деркуле всего 4,48 миллиметров на литр. Это предкритическая ситуация, если учесть, что при показателях кислорода ниже 3,5 миллиметров начинается замор.
Рыбаков на Деркуле мы не увидели, слишком толстый лед и слишком много усилии требуется на то, чтобы сделать хотя бы маленькую лунку, не говоря уже о майнах.
Едем дальше на Чаган. Здесь уже веселее. По всему льду сидят рыбаки, на расстоянии как минимум 100 метров друг от друга. Под мостом, где мы остановились, полынья.
- Надо, чтобы рыба не задыхалась. Сейчас рыбы на дне нет, видать воздуха не хватает. Продолбишь лед, рыба вокруг лунки плавает подо льдом, так, что надо удочку настраивать на эту глубину, - делится рыбацкими хитростями Николай Чертищев. - В основном здесь водится мелкая рыба - чебак, косая, карга, а щуки здесь нет. За щукой надо ехать за тридевять земель, - продолжает заядлый рыбак и тут же на наших глазах одну за другой вытаскивает сразу две мелкие рыбешки.
- А я карася люблю, вчера поймал штук десять, - вступает в разговор Юрий Васильев.
- А какая радость, целый день сидеть и мерзнуть над лункой? - интересуюсь я, честно, говоря никогда не понимавшая любителей зимней рыбалки.
- Вот когда вытащишь из лунки рыбку, тогда кайф, тогда даже женщину не надо, особенно, когда рыбка покрупнее попадется. Я же всю жизнь рыбачу, сколько себя помню с детства. А рыба, действительно дохнет, особенно ниже по течению, там все перемерзло, и рыба задыхается, - говорит Васильев.
У еще одного заядлого рыбака Андрея Иванова - самая большая лунка, из которой торчит сетка с мелкой рыбой.
- Хочу домой принести живую рыбу котам. Зимняя рыбалка меня больше всего прельщает. Это хобби, психологическая разгрузка и, можно сказать, адреналин, - делится своими ощущениями Андрей. - А рыбе сейчас очень тяжело, недавно мужик пришел за водой и прямо сверху поймал рыбу, она вся задыхалась.
Еще в детстве автору этих строк тоже удалось поймать руками огромного сазана прямо с поверхности лунки, которую сделали местные жители для водопоя скота. А два года назад мы стали свидетелями массовой гибели рыбы.
Огромное Кировское водохранилище тогда во многих местах промерзло почти до дна. Ситуацию усугублял толстый слой снега на льду, который мешал не только бить майны, но и вообще проехать на место рыбалки. Это водохранилище всегда славилось изобилием рыбы: огромные щуки, сазаны и сомы были обязательным трофеем всех, кто там рыбачил. Рыба там жила как царь на завалинке. Но из-за неблагоприятных погодных условий произошел замор. Проезжая по берегу, мы ощутили гнетущий тухлый запах. Возле шлюза, где происходит сброс воды, запах был наиболее сильным, так что иногда кружилась голова. И рыбаки, сколько ни забрасывали свои снасти, не могли выловить даже дохлой уклейки. Мы прошлись вдоль мелкого канала, и на расстоянии 50 метров насчитала несколько мертвых рыбин. Зрелище не для слабонервных. Происходило это в марте, но тогда специальные службы особо не придали значения происходящему.
Зато на этот раз рыбная инспекция бьет тревогу. Если не предпринять экстренных мер в этом году из-за сильных морозов и толстого льда последствия кислородного голодания могут быть трагическими.
"Раньше разрешали в таких ситуациях ловить неводом и сетями, лишь бы очистить водоем и дать доступ кислорода. Организовывались специальные бригады по отлову рыбы, которые попутно делали майны и лунки, что способствовало аэрации воды. Теперь говорят, нужен научно обоснованный подход к отлову рыбы. Но пока ученые будут все это изучать, вся рыба погибнет", - беспокоится госинспектор Суханов.
Особо опасная ситуация складывается на старицах, которые как бы ошнурованы и не имеют выхода в другие более крупные водоемы. На некоторых старицах вода замерзла до дна, так что, возможно, в них уже давно рыба погибла, но проверить все водоемы силами одних рыбных инспекторов невозможно. Рыбаки рассказали нам о том, что гибнет рыба в водоемах близ поселка Озерное, будто бы оттуда они привезли несколько мешков погибающей рыбы. Но насколько это правдивая информация, сказать сложно. Мы ограничились проверкой трех водоемов.
В конце нашего рейда раздолбили лед в самой крупной в области трансграничной реки Урал. Уровень кислорода здесь оказался наиболее высокий из всех проверенных нами водоемов - 4,96 мм. Это значит, что рыбе здесь пока живется не плохо, но в любой момент ситуация может измениться.
Несмотря на то, что западноказахстанские водоемы богаты рыбой, мало кто из бизнесменов берет их в пользование. Слишком хлопотно, говорят они. Да и вложенные средства оправдывают себя лишь лет через 10. По словам главного специалиста рыбной инспекции Ольги Новохатской, из 80 водоемов местного значения только 16 переданы в пользование предпринимателям. И в подобные замороопасные периоды об остальных водоемах пекутся лишь энтузиасты.
Вообще из бюджета на природоохранные мероприятия ежегодно выделяются значительные средства. Но зачастую остаются неиспользованными. В этом году рыбоохранщики бьют тревогу с начала января. Но наша бюрократическая система в таком деле не дает сбоя: мероприятия по борьбе с замором до сих пор не начались, департамент по охране природных ресурсов только недавно объявил тендер на их проведение. На эти цели, как сообщил нам его директор Александр Савран, выделено 500 тысяч тенге.
Самое опасное в заморе заключается в том, что погибшая рыба начнет разлагаться, распространять инфекцию и, в конечном итоге, может погубить всю окружающую флору и фауну. Более того, эпидемия распространится на людей. Поэтому лучше, если рыбаки любители начнут уже сейчас заниматься отловом рыбы всеми разрешенными способами. Но такой команды еще не было. Впрочем, как рыбаков-любителей, желающих все бросить и ехать за сотни километров долбить метровый лед. Как выяснилось, никто даже не знает, сколько же всего в области рыбаков-любителей. Так, что организовать их сложно. Единственный способ - дать объявление в газетах. Но пока наши бюрократы думают, стоит ли объявлять всеобщую мобилизацию по спасению рыб, последние могут просто задохнуться…
Как сообщил уральский природоохранный прокурор Молдагали Уапов, в связи с поступающими многочисленными сигналами о заморе рыбы, прокуратура проводит собственную проверку ситуации с выездом на места.
Но такие меры хороши в том случае, если предупредят гибель рыб. А искать виновных в уже случившейся трагедии - дело последнее. И по хронологии, и по совести.
Фото автора