Попали в сильную группу
– Конечно, мы рассчитывали выступить лучше, – прокомментировал “КАРАВАНУ” итоги турнира в Сочи наставник команды “Барыс-2008” Рустам Есиркенов. – Попали в сильную группу к “Автомобилисту” из Екатеринбурга (проиграли 1:4), новосибирской “Сибири” (1:3) и магнитогорскому “Металлургу” (2:9). Раньше уже встречались с этими командами, поэтому примерно представляли, какого уровня соперники нас ожидают.
Турнир скоротечный: проиграл один матч – оказываешься в трудной ситуации, проиграл второй – соревнования, по сути, для тебя заканчиваются.
В стартовой встрече у ребят чувствовался мандраж. Моменты создавали, но не забивали. Надо реализовывать хотя бы один шанс из трех, а мы на турнире тратили на один гол по десять, а то и по двадцать моментов. Тяжело побеждать, если забрасываешь только одну шайбу.
– “Кубок Газпром нефти”, на который приехала 31 команда из десяти стран, – это не только хоккейные матчи…
– Поскольку мы в плей-офф не попали, то времени на культурные мероприятия осталось даже больше. Дети побывали на автодроме “Формулы-1”, в музее классических автомобилей, съездили в океанариум, в Красную Поляну, где проходили олимпийские соревнования по лыжным видам спорта. Но больше всего им понравилось в парке развлечений “Сочи Парк”. За четыре часа ребята прокатились, наверное, на всех аттракционах: и на американских горках, и на “квантовом скачке”. Некоторые потом говорили, что это был один из лучших дней в их жизни.
Елки-палки, им ведь всего по 11 лет
– На турнир приехала команда, составленная из 11-летних детей. А с какого возраста начинается прием в хоккейную школу “Барыса”?
– С пяти лет. Если ребенок приходит позже, ему будет уже трудно догнать тех, кто катается два-три года.
– Какую подготовку ребята проходят в детских командах?
– Тренеры развивают в них такие базовые качества, как ловкость, координация, быстрота, сила. Дальше уже начинается тактика. Из школы они выходят с основным набором знаний и умений, а все нюансы постигают дальше в клубах.
– Как найти общий язык с новым поколением?
– Во-первых, надо любить детей. Во-вторых, интересоваться их жизнью. Смотришь, ребенок не в настроении. Что случилось?
Дети разные, на одно и то же замечание каждый реагирует по-своему: кого-то это мотивирует, а кто-то замкнется в себе.
При этом в команде необходима дисциплина, которая, если следовать крылатому выражению, “бьет класс” и на льду, и в быту. Требуешь что-то, требуешь, а вечером приходишь домой и думаешь: “Елки-палки, им ведь всего по 11 лет”.
Не будет школы – не будет и хоккея
– Успеваемость в школе имеет значение?
– Конечно. Я детям сразу сказал: “Не будет школы – не будет и хоккея”. В свое время мой первый тренер Василий Васильченко собирал дневники. Если там была двойка, то тебя на неделю освобождали от тренировок, давая время исправить плохую отметку. Это было самое тяжелое наказание.
– Сегодня такое возможно?
– Нет. Сейчас другое время. Тренировки в большинстве случаев – это подготовка к какому-то конкретному турниру. Если ребенок неделю не покатается, то это заметно отразится на его форме. На земле можно заниматься сколько угодно, но ледовую подготовку это все равно не заменит. Катание – это не ходьба, здесь работают совсем другие группы мышц. Как казахи в Америке в хоккей играют
Отомстила нам Канада
– Для ребят хоккей – это возможность увидеть другие страны, поиграть на одной площадке с большими мастерами. Вы в свое время в составе сборной Казахстана ездили на молодежные чемпионаты мира в Канаду и Швецию.
– Канада – родина хоккея, и этим все сказано. Там мы играли в 1999-м, а годом раньше старшие ребята на чемпионате мира в Финляндии обыграли канадцев – 6:3. Поэтому те на нас были злые. Выходим на лед, смотрим по сторонам: трибуны битком, 12–15 тысяч человек, все в красно-белых канадских свитерах. Шум стоит такой, что мы на лавке не слышим друг друга. В общем, отомстила нам Канада – 12:2.
– В той сборной, да и в “Торпедо”, вы играли в одном звене с единственным казахстанским хоккеистом, заслужившим признание в НХЛ, – Николаем Антроповым. Он уже в молодые годы выделялся среди остальных?
– Да. Николай был высоким, но худым. Однако главное – это его голова и руки. Хорошо играть с партнером, который при вбрасывании расставляет игроков так, что обязательно выиграет шайбу для кого-нибудь из них. Такие люди ценятся всегда. Хоккей же не шорт-трек, здесь одной скорости недостаточно.
Жена увидела – заплакала
– После вашего поколения отечественная молодежка недолго играла в элите. Уже через пару лет она заняла последнее место и опустилась дивизионом ниже. Возвращение наверх затянулось.
– Провал случился из-за того, что тренер из Усть-Каменогорска Станислав Фролов увез в Омск всю команду 1981 года рождения. Поэтому на чемпионате мира было играть, по сути, некому. Другой тренер, Сергей Герсонский, перевез в Россию ребят 1983 года рождения, а 1986-й уехал в Магнитогорск с Андреем Шаяновым.
– Нынешний хоккей в Казахстане – это “Барыс” в КХЛ, “Сарыарка” и “Торпедо” в ВХЛ, а также десять команд в национальном первенстве. А что он представлял собой лет 15–20 назад? На чемпионате мира-2004 главный тренер сборной Казахстана Николай Мышагин произнес свою знаменитую фразу: “Наша команда – это, по сути, сборная одного города, Усть-Каменогорска”.
– Так оно и было. Мы играли одной раздевалкой. У нас в шкафчике висели две майки: одна – торпедовская, другая – сборной. Хоккей в Казахстане действительно был только в Усть-Каменогорске. Ребята из Восточного Казахстана составили основу “Барыса”, когда тот только образовался. К сожалению, хоккейную школу Усть-Каменогорска, по сути, убили, и сейчас у нас дефицит своих игроков.
– Что вы имеете в виду?
– В городе, который всегда считался центром отечественного хоккея, нет условий для его развития. Я разговаривал с тренером, который делал в Усть-Каменогорске набор ребят 2008 года рождения. Так вот, к нему пришло всего 45 человек. Для сравнения: у “Барыса” сейчас записывается по 150 человек, из которых через три-четыре года остается около 40.
Тренеры уезжают из Усть-Каменогорска. Ищут, где лучше.
Я ведь тоже начинал тренировать детей в местной спортивной школе. Помню, как принес домой первую зарплату. Жена увидела – заплакала.
Три операции, и до свидания
– Как вы оказались в детском хоккее?
– Завершил игровую карьеру из-за травмы колена. Во время матча сломали об него клюшку. За один год – три операции, и до свидания! Врач советовал железное колено поставить, я отказался. Обиделся на всех, дома сидел. Но спасибо друзьям. Вытащили на ветеранский турнир в Усть-Каменогорске, снова почувствовал адреналин. Потихоньку начал играть. Потом пригласили тренировать детей, я согласился.
– Ваш ровесник Федор Полищук еще в прошлом сезоне играл в команде мастеров.
– Играть он, наверное, мог бы еще, но на высоком уровне в нашем возрасте тяжело. Переходишь в чемпионат ниже уровнем, а там свои нюансы. Тебе дают молодых партнеров, которые не понимают хоккей. Вот и думаешь, что лучше: закончить карьеру или продолжать тратить нервы? Взлеты и падения казахстанского хоккея
– На вашей аватарке в WhatsApp – фото с Нурсултаном Назарбаевым. При каких обстоятельствах оно было сделано?
– Во время празднования дня рождения нашего хоккея. Организаторы пригласили Президента Казахстана. От сборной капитан Олег Коваленко вручил Нурсултану Абишевичу, насколько я помню, хоккейный свитер, а я – клюшку. До сих пор плакат с этим фото висит на одной из улиц в Усть-Каменогорске.
Досье “КАРАВАНА”
Есиркенов Рустам Русланович
Родился 28 июня 1980 года (38 лет)
Рост – 180 см, вес – 80 кг
Левый нападающий
Выступал за команды: “Казцинк-Торпедо” (Усть-Каменогорск, 1997–2007), “Барыс” (Астана, 2007–2008), “Сарыарка” (Караганда, 2009–2010).
В составе сборной Казахстана участник чемпионатов мира 2001–2004, 2006 гг.