По мнению автора, в Казахстане сложилась традиция сразу начинать говорить на русском, если к компании десятерых казахов присоединится один русский человек, сообщает медиа-портал Caravan.kz
Следовательно, отмечает автор, в смешанных школах русскоязычные учащиеся и учителя, безусловно, негативно влияют на формирование казахскоязычной среды.
«Для учащихся таких смешанных школ казахский язык может быть только на уровне 45-минутного языка в классах. А выходя из классов, как и желал первый генерал-губернатор Сырдарьинской губернии фон Кауфман, все начнут говорить на русском языке. Поэтому такие комбинированные школы можно сразу отнести в ряд русских школ», ― отмечает автор.
Куаныш Каппас приходит к выводу, что в стране до сих пор очень много смешанных школ. В Кокшетау, где 21 смешанная школа, с казахским языком обучения лишь четыре. Из 88 школ в столице только 33 - на казахском, 11 - на русском и 44 - смешанные. В Караганде же 10 казахских школ, 12 русских и 56 смешанных школ. Даже в Кызылординской области, где проживает 99 процентов казахов, есть 27 смешанных школ.
«Из-за этого результат обучения на государственном языке не будет на высоком уровне, как в казахской школе. В стране необходимо минимизировать количество таких школ. Даже следует отказаться от смешанной школы и сформировать школы с одним языком обучения», ― заключает автор.