Журналист Caravan.kz поговорил с экспертом ЮНЕСКО Василием Шахгулари, который ответил на вопросы о дальнейших перспективах образования молодежи.
- Это первый учебный год после начала пандемии, когда дети отучились офлайн в школе. Сказалось ли это на улучшении качества знаний, полученных школьниками?
- Дети начали ходить в школу, и это самое замечательное событие! В традиционной форме начали учиться. С другой же стороны, то, что им не додали знаний во время пандемии, это отразится в будущем. Причем упущения проявятся не на протяжении короткого периода, а по исследованиям, где-то на 3-5 лет затянется. Вообще вопрос, который касается пандемии, - да, качество знаний упало. Помимо этого психологическое состояние как детей, так и родителей оказалось весьма плачевным. Но если так говорить, анализируя и сопоставляя жизнь до и теперь, дети наконец-то начали общаться, почувствовали вкус школьной жизни, начали общаться друг с другом. Особенно это касается тех детей, которые пошли в первый класс, у них не было ни линейки, ничего. С масками, на мой взгляд, затянули. В тот момент пандемия уже закончилась, а дети в школе ходили в масках. Так неудобно говорить, дышать. Но нам, специалистам, необходимо время, чтобы оценить ситуацию. На мой взгляд, то, что нам нужно вынести из обучения в период пандемии – это онлайн-обучение. Так можно охватить больше детей. А вообще эта форма обучения называется «дополнительная». Этот формат также можно использовать как гибридный. Не стоит его убирать, потому что это дополнительный источник информации, его можно использовать, когда что-то не успели объяснить на уроке. Тогда объясняешь онлайн и можно задавать вопросы. А есть темы очень сложные, и к ним было бы неплохо иметь постоянный доступ, чтобы урок был в записи. А возможно, это бы дало толчок, чтобы увидеть пробелы в знаниях детей, - прокомментировал эксперт. Между казахскими и русскими школами огромная пропасть, которую не хотят замечать – эксперт
- Если подводить итоги учебного года, то какие ключевые моменты выделили бы лично вы?
- Что бы я выделил? Это онлайн-обучение. Его необходимо оставить и внедрить как дополнительный источник обучения. Это бы помогло не только детям, но и учителям. Они бы смогли повышать уровень своей квалификации. Второй момент, который бы я хотел отметить, это воспитание детей. Из-за пандемии этот вопрос остался незамеченным, я бы даже сказал, что он открытым остался. Потому что при непосредственном контакте учителя и ребенка он перенимает какую-то культуру, поведение. А на дистанционном обучении учитель не может этого дать, оставаясь как-то в стороне. Спрашивая домашнее задание, вы не видите, как он его делал и сам ли, задавая вопрос, не знаете, как он к нему готовился. А третье - он не чувствует ребенка эмоционально. Но помимо всего этого за бортом также осталось воспитание будущего гражданина.
- На 2021 год были такие данные: в Казахстане более 53% школ ведут обучение только на казахском языке, 16,6% – на русском языке, 29,4% школ – на казахском и русском. Как вы считаете, что грозит стране при переходе на обучение исключительно на казахском языке?
- Это будет потерей. Потому что мы знаем испокон веков, как говорил наш великий просветитель Абай Кунанбаев: если вы хотите изучать культуру, науку и так далее, учите русский язык. Этот язык дает возможность выхода на мировую арену. Мне кажется, что такого не будет и русский язык останется в Казахстане наравне с казахским. Понятно, что казахский язык должен быть на первом месте, но другие языки тоже должны развиваться. Не только русский, но и английский, потому что если вы помните, у нас было введено трехъязычие. У нас во власти мудрые руководители, которые никогда на отказ от полиязычия не пойдут.
- Какие моменты в нашем образовании, на ваш взгляд, так и остались нерешенными в этом году?
- Вообще-то у нас много таких проблем, которые не смогли решить. И не только в этом году, а вообще уже долго не могут решить. Если смотреть по международным оценкам, мы все скатываемся вниз да вниз. Если смотреть по высшему образованию, по академическим заведениям, в 2000 лучших вузов мира попал только Назарбаев Университет. Почему-то в Казахстане не существует организации, которая бы четко и ясно занималась проблемой формирования благополучной среды для детей. Это у нас стоит по программе до 2025 года. ЮНЕСКО ставит такие задачи перед государством, чтобы оно создавало комфортные условия, эмоционально комфортные. Чтобы дети могли расти, учиться, быть здоровыми, хорошо учиться и быть защищенными.
- В Казахстане ранее широко обсуждался вопрос о том, что российские школы и вузы ведут активную работу среди казахстанской молодежи и происходит фактически утечка молодых мозгов. В связи с войной отток населения в РФ уменьшился. Уменьшился ли отток молодежи? Есть ли реальный шанс изменить наше образование, чтобы такого оттока не допускать впредь?
- Уезжать будут определенно, но, на мой взгляд, этот процент уменьшится. Другой вопрос - насколько. Также это зависит от того, какие цели они преследуют. Так как Россия собирается отказываться от Болонского процесса, то наши абитуриенты, которые туда уедут, далее не смогут поступить в европейские, американские вузы. Все это будет в связи с ситуацией в мире. А куда наши дети уезжают чаще всего? Это Европа, редко Америка, еще едут в Китай, Сингапур, помимо России. Я думаю, что в этом году, как и в прошлом, много детей останется. Это из-за пандемии, экономическая составляющая многих родителей не позволит им отправить детей за границу. Проблема в том, что у нас образование не ценится, все говорят о том, будь ты после колледжа, бакалавриата, магистратуры, докторантуры и так далее, все время говорят о том, что нужно подниматься выше и учиться дальше, - подытожил Василий Шахгулари.