Премьер-министр, его заместители, чиновники самого высокого уровня остаются в регионах, чтобы держать руку на пульсе. Руководитель филиала РОО «Первый Антикоррупционный медиацентр СКО», член областного общественного совета Руслан Асаубаев считает, что ситуация показывает небывалое единение власти и народа в преодолении масштабной трагедии.
– Все заместители премьер-министра и сам премьер направлены в регионы, чтобы решать вопросы на местах. Как вы оцениваете такую практику и в целом меры по ликвидации последствий паводков?
– Многие высокопоставленные чиновники посетили Северо-Казахстанскую область, убедились в ситуации, в том, что она чрезвычайная. Я думаю, ее положительный аспект — в том, что они выехали на сами объекты. Увидели их, поговорили со специалистами, которые ввели их в курс дела. Теперь чиновники будут на самом деле понимать, что это за объекты, и с учетом этого принимать решения по бюджету, по дальнейшей реконструкции и в целом их судьбе.
Это старая традиция - дали команду, все начали ездить и смотреть. Нужно, конечно, учесть, насколько эти мероприятия отвлекают первых руководителей (на подготовку встреч, сами визиты). Но точно есть важный психологический момент. Когда высокопоставленные чиновники приезжают, безусловно, население более спокойно относится к ситуации: что ЧС на самом деле под контролем, что к ней большое внимание привлечено, что власти будут действовать и выполнять свои функции.
– Президент взял ситуацию с наводнением под личный контроль. Как вы оцениваете его реакцию на масштабное ЧС в стране?
– Очевидно, что ЧС по всей стране глава государства должен взять под личный контроль, так как полностью через аппарат, министерства руководит ситуацией, чтобы все были задействованы и создали штабы, которые будут прорабатывать все вопросы.
Президент сделал заявление и четко дал понять, что население не осталось брошенным, что будут приложены все усилия. Мы видим, что в этом году и армию очень хорошо привлекли к этому вопросу. В прошлых годах, когда происходили такие ситуации, в регионах чаще своими силами ликвидировалась ЧС, сейчас и вооруженные силы помогают.
Глава государства должен был проинформировать о том, какие масштабы у ЧС, этот вопрос вынесли на самый высокий уровень. Мы видим, что и международная поддержка идет в РК — гуманитарная помощь, письма. Правильно, что Президент оперативно принял на себя этот удар.
–Мы видим, что власти проводят ежедневные брифинги различных ведомств и исполнительных органов, не скрывая масштабы наводнения. Как вы оцениваете информационную работу с населением?
– Да, заявления идут и от акима Петропавловска, и от акима СКО, и СЭС делает заявления на непонятные посылы о том, что вода заражена. Это необходимая работа. Я считаю, что тут и опыт пандемии должен хорошо помочь, когда местные исполнительные органы практически ежедневно выходили и говорили на брифингах о ситуации. Чем больше они будут информировать население, показывать происходящее, тем положительнее будет эффект. Скрываться - не выход, потому что сегодня это все равно пойдет в соцсети, каждый человек имеет телефон. Здесь первым информационным рупором должны стать первые руководящие лица региона, которые должны рассказывать, говорить о том, какая ситуация, что происходит, они должны держать эту информационную повестку первыми.
– Во всех регионах, пострадавших от наводнения, активно ведут работу волонтеры, присоединяются сами жители. Что показала ситуация с ЧС в плане ответственности и единения самих казахстанцев?
– На самом деле ЧС охватила очень много регионов. Она имеет особое значение в плане решений местного характера, самоуправления. Затоплению подвергаются отдельные села, города, которые должны решить многие вопросы самостоятельно. Безусловно, можно попросить у «республики» деньги, но здесь, на местах в селах, должны быть активными жители, которые знают, откуда и как придет вода, как она пойдет дальше, разработать план мероприятий, сделать отводы, определить направление траншей для воды, чтобы это было эффективно. Это не только вопрос бюджета, но и вопрос организационный для акима с местным населением.
Пандемия уже показала, что у населения есть понимание, что оно должно участвовать в жизни своего региона. Мы видим, что по нашему городу очень много предпринимателей откликнулось, простых людей, которые пошли волонтерами, взяли лопаты в руки и оказали помощь своему региону или выехали в соседние. Люди всех возрастов присоединились к этому. Понимание беды есть у всех, это ведет к сплоченности населения. Такие факторы в дальнейшем очень хорошо будут влиять на активность населения в плане его консолидации и работы с местными исполнительными органами.
– В Казахстане пока удалось избежать прямых человеческих жертв от наводнения. Можно ли это считать неким успехом в работе спасателей и властей?
– Слава Богу, человеческих жертв у нас нет, но идет падеж скота, наводнение уничтожает подворья. Безусловно, местные жители, власть, МЧС сработали слаженно - эвакуировали вовремя, заранее проинформировали. Само население начало бороться с паводком, уходить с этих мест. Но работа на будущее предстоит большая: большие бюджетные, финансовые потери, особенно для сельского населения, которые необходимо возмещать. Нужны выводы и действия на будущее: может быть, стоит подумать о перераспределении населения и переселении людей с часто затапливаемых мест на новые участки, а также разработке системы оповещения о наводнении.