Первая зима стала для жильцов настоящим испытанием: трубы трещали на техническом этаже и в подвале. Всё замерзало, приходилось самим устранять аварии. Но весной стало еще хуже. Крыша оказалась как решето: вода от растаявшего снега была в квартирах с 9-го по 5-й этаж.
Дом еще находится на гарантии, и жильцы стали обращаться к застройщику, чтобы он устранил дефекты. Но все попытки достучаться до него не увенчались успехом.
Последней каплей, переполнившей чашу терпения людей, стал ливень в августе этого года, когда вода на верхних этажах стояла по щиколотку и была даже в лампочках. Люди боялись включать свет. Устав стучаться в закрытую дверь, инициативная группа жильцов отправилась в областной акимат. Там их, наконец, выслушали и услышали – заместитель акима города Ануарбек КАСИМОВ пообещал, что крышу на доме отремонтируют. И уже на следующий день подрядчик пригнал технику, привез материалы, людей и работа началась.
– Касимов каждый вечер приезжал и контролировал процесс, – пояснила жительница дома и председатель ОСИ Алия БАЕВА. – Крышу перекрыли как нужно, заменили рубероид, который был тонким, как газетный лист, в нескольких квартирах сняли провалившиеся полы, сделали новые и снова исчезли. Но кроме крыши у нас большая проблема с трубами – они в ужасном состоянии. Держатся на честном слове и в любой момент могут лопнуть. В третьем и четвертом подъездах уже были такие случаи, когда сильно заливало квартиры.
– Мы не успеваем латать трубы, – рассказала “КАРАВАНУ” Алия Шаяхметовна. – Ремонта хватает на месяц-два, и снова образуется порыв. Специалисты говорят, что нужно менять всю систему в доме, а он большой – 144 квартиры. На это нужны огромные деньги. А у нас в основном живут инвалиды, многодетные семьи и другие социально уязвимые категории людей. Мы с сантехником даже составили график обхода подвала. Он проходит и осматривает все участки 2 раза в неделю, я хожу через день-два.
Жильцы говорят, что, если дом социальный, это не значит, что можно было использовать самый дешевый материал, который не выдержит и года эксплуатации. Проблем перечисляли массу: из окон дует, полы проваливаются, сушилки для полотенец рассыпаются, их поменяли своими силами уже в половине квартир. Металл на водопроводных трубах тонкий, как фольга, и его очень быстро разъедает ржавчина.
– Я не знаю, как принимали дом в эксплуатацию, – сказала председатель. – Можно сказать, что его с самого начала сдали уже в аварийном состоянии. Дом находится на гарантии, и все свои недоделки подрядчик должен устранять. А в итоге нам приходится через СМИ, соцсети добиваться того, чтобы нас услышало ТОО “Вакхстрой”. В этом году я лично обошла все квартиры, чтобы посмотреть, как люди живут и с какими проблемами сталкиваются. И до сих пор в шоке от увиденного. Многие живут на пенсию или пособия, выплачивают ипотеку, и средства на то, чтобы самим сделать ремонт, есть далеко не у всех.
Как отметили жильцы, они неоднократно поднимали вопрос о том, кто и как принимал дом в эксплуатацию. Но на их вопрос никто вразумительно так и не ответил. Сейчас они хотят провести независимую экспертизу дома.
– На наши обращения подрядчик не реагировал. Мы писали письма в отдел строительства, – отметила Алия Шаяхметовна. – Я даже подала в суд на застройщика. На руках есть мировое соглашение, но оно почему-то заключено между отделом строительства и ТОО “Вакхстрой”, в нем нет даже упоминания нашего ОСИ. Сейчас мы готовим жалобу в областную и Генеральную прокуратуру. Если на это не отреагирует застройщик, тогда я даже не знаю, кто за ним стоит.
Денег нет, но вы держитесь
На вопросы жильцов представители застройщика говорят, что у них нет денег, чтобы устранить дефекты. Строительные материалы дорожали, и они не укладывались в бюджет. Хотя жильцы находили документы, в которых значится, что деньги на строительство выделялись с некоторым запасом, но на что они были потрачены, никто не знает.
– Мы живем как на пороховой бочке и даже благодарны природе, что в августе пошли дожди, и проблема с дырявой крышей проявилась, – рассказала жительница дома Гульжихан БЕРКЕНОВА. – Я живу на 8-м этаже, и во время ливня в квартире и подъезде вода бежала очень сильно. Я боялась, что проводка может замкнуть. А у меня дома мать парализованная. Мы ругали акимат, но в той ситуации именно он заставил застройщика отремонтировать крышу. А если зимой прорвутся трубы, куда мы с этой проблемой пойдем?
По словам женщины, они выплачивают ипотеку и просто хотят жить спокойно, чтобы в квартирах было сухо и тепло. Беспокоит жителей и тот факт, что в подвале нет цементного пола, и вода из порванных труб уходит в землю. И со временем дом может просесть. Строители пофигизма: почему раскрученные бренды строительных компаний - не гарантия качественного жилья
– Для нас самое важное – перезимовать без всяких серьезных прорывов, – добавила Гульжихан. – Чтобы каждый житель спокойно уходил из дома, зная, что, пока его не будет, ничего не прорвет.
– У нас уже было несколько случаев, когда был порыв в квартире, а хозяина не было в городе, – сказала председатель. – Приходилось ждать возвращения жильцов. Сегодня многие люди мне доверяют, поэтому, уезжая из города на несколько дней, оставляют мне ключи от квартиры. Можем пройтись по дому и поговорить с людьми.
“Хорошо, что вы приехали”
В какую бы квартиру мы ни заходили, в каждой люди рассказывали о проблемах, доставшихся им от застройщика: провалах в полах, гниющих трубах в ванной, обвалившейся штукатурке на кухне, дырах между оконными рамами. И за это многие отдают большую часть своих доходов.
В двушке Гульжан НУРГАЗИНОЙ, которая воспитывает троих детей, один из которых – инвалид, пол проваливается в каждой комнате, от этого весь линолеум в трещинах. И, если честно, ходить по ее квартире мне было страшновато: пол напоминал топкое болото.
А люди уже привыкли и смирились.
– У меня маленькие дети, поэтому сразу, как заехали, поставили решетки на окна, чтобы они не выпали, – поделилась женщина. – Мастер, который их устанавливал, был в шоке от того, что вместо строительной пены щели между рамой и стеной закрыты обычным поролоном и замазаны штукатуркой. Поэтому оттуда дует. Чтобы сделать ремонт, не хватает средств: мы живем на пособие по инвалидности. Сыну требуется постоянный уход, поэтому выйти на работу я не могу.
Чтобы своими глазами увидеть состояние труб и стояков, мы с председателем пошли пешком с 4-го этажа в подвал. И даже человеку, далекому от строительства, было видно, что пластиковые трубы соединены кое-как, а в некоторых местах от давления уже выгнулись, а на металлических – снаружи виднеется ржавчина. В подвале чистота и порядок, в некоторых местах, где недавно устраняли порывы, осталась мокрая земля. Алия Шаяхметовна знает каждый закоулок и каждую трубу, которую ремонтировали.
– Здесь месяц назад меняли кусок трубы и ставили новый кран, который разъела ржавчина, – показала председатель. – Видите, немного выше замененного куска снова выступила ржавчина и скоро начнет капать вода.
Идем дальше, где-то слышно серьезное журчание воды. Оказалось, что прорвало канализационную трубу под третьим подъездом.
Вода шумно бежала по стене и уже образовала на земле лужу диаметром метра два. Алия Шаяхметовна сразу за телефон, снимает видео происходящего и отправляет сообщение сантехнику.
– Как хорошо, что вы сегодня приехали, мы только вчера обходили подвал, никаких порывов не было, – подчеркнула Алия Баева. – Понятно, что трубы в подвале должны быть в теплоизоляции, но под ней застройщик спрятал свои косяки. И часто, чтобы найти порыв, приходится ее снимать. Кстати, во всех домах, которые построил “Вакхстрой”, проблемы повторяются один в один, как у нас. А в личном разговоре со мной директор фирмы сказал, что ситуация на предприятии сложная, и он может подать на банкротство и уже никто с него ничего не спросит. Но недавно нас очень удивила новость о том, что, несмотря на многочисленные жалобы людей на некачественное строительство, эта компания вновь выиграла тендер на возведение жилья.
В надежде на помощь
Устав ждать выполнения обещаний, жильцы дома готовят жалобу в областную и Генеральную прокуратуру на действия руководства ТОО “Вакхстрой”, его учредителей и ряда должностных лиц государственных органов, которые выступали в качестве заказчиков, имели контролирующие функции за качеством строительства объекта, необходимыми материалами и оборудованием.
В своей жалобе они написали, что дом был сдан с дефектами, которые заказчик – отдел строительства акимата города Костаная – принял. Но после этого, пытаясь снять с себя реальную ответственность перед жильцами дома, обратился в суд. В итоге 3 ноября 2020 года между отделом строительства и ТОО “Вакхстрой” было заключено мировое соглашение, по которому ответчика обязали произвести устранение недоделок до 1 декабря 2020 года. Но, судя по состоянию дома, дальше слов дела не пошли. А, согласно тексту документа, “после подписания настоящего мирового соглашения стороны в будущем не имеют друг к другу никаких имущественных претензий и требований по заявленным исковым требованиям”.
Получается, что отдел строительства города Костаная уже не имеет никаких претензий, хотя устранения дефектов, выявленных даже на середину 2020 года, не проведено.
Во время изучения мирового соглашения жильцы обнаружили, что в документе были перечислены только недоделки и недостатки, которые были найдены в середине 2020 года. А в июне 2021 года выявились новые злостные нарушения всех норм строительства жилых домов. Так, в квартирах дома были обнаружены: протекание крыши, трещина в стене фасадной части, через которую зимой задувало снег, трещины в штукатурке, просадка пола, протекание стояков, ржавые трубы стояков, задувание ветра в оконные блоки, трещины по нижнему периметру дома, через которые дождевая вода поступает в подвал, и много другое.
– В результате обследований дома было установлено, что он требует ремонта, – отметила председатель. – Как такое может быть? Дом сдан в 2019 году – и уже требует ремонта. Нам непонятно, почему отдел строительства вместо требования от подрядчика принудительного исполнения мирового соглашения бросил всех жильцов дома на произвол судьбы, закрыл глаза на неисполнение мирового соглашения, не требовал и не требует от подрядчика исполнения принятых им на себя обязательств.
Жильцы считают, что эти факты являются вопиющим нарушением их прав и не могут оставаться без наказания. В настоящее время еще действует срок гарантийных обязательств застройщика, поэтому люди требуют привлечь всех лиц, виновных в принятии дома с явными нарушениями, допущенными при строительстве, к надлежащей ответственности. А также принудить ответственных лиц принять все меры и исправить недостатки за счет заказчика и лиц, виновных в принятии объекта с такими нарушениями.
– Еще в августе в присутствии сотрудников отдела строительства руководство ТОО “Вакхстрой” в лице Шиляева и Наджарян заверило нас, что все дефекты будут устранены, – отметили жильцы. – Но уже конец года, а к работам даже не приступали.
В своем письме жильцы просят прокуратуру назначить комиссию по дому на предмет соответствия выполненных работ требованиям строительных норм и иных нормативных актов. А также проверить действия должностных лиц, которые несли ответственность во время его строительства, сдачи и в период эксплуатации. Они также просят разобраться, на каком основании был снижен гарантийный срок, который по законодательству предусматривает не менее 5 лет.
КОСТАНАЙ