Розовый город, пропахший голубым

Туристический сезон в главном городе провинции Лангедок давно закончился: в кафе полно свободных мест, ветер гоняет по мокрому асфальту желтые листья, в местных магазинах нет очередей за сыром, фуа-гра и вином – главными козырями здешней кухни.

Из города яблок в город фиалок

Я добирался из Алматы 17 часов с двумя пересадками… Почему фиалки? Да потому, что из них в Тулузе делают ликеры, варенья, конфеты, мороженое, чай, парфюмерию, мыло с кремами и прочие искусы для изумленных туристов. Глаза у них становятся шире не столько от этих диковин, сколько от цен на них. Так что не впадайте в экстаз, когда увидите их в первый раз и учуете неповторимый запах. Уверяю, там есть еще на что потратить ваши деньги.

Этот южный город на берегах Гаронны, которому более 2 тысяч лет, невелик. Аборигенов и понаехавших здесь сегодня около 450 тысяч. Тулузяне (или тулузяки?) гордятся тем, что у них один из самых древних и здоровенных соборов в Европе – Святого Сатурнина. Что тут самый первый университет Франции (треть населения города – студенты). Что тут самый большой аэропорт Франции и столица европейского авиастроения (компания “Эйрбас” – пока единственный в мире конкурент “Боингу”). Что Тулузу называют розовым городом – потому как дома строили из глиняных кирпичей, которые после обжига давали такой приятный цвет. Враки! Грязно-коричневый. И тротуары такие же.

А еще туристов вгоняет в ступор геометрия города. Вот Алматы больше ста лет строили квадратно-гнездовым методом: только по вертикали и горизонтали. Потом, конечно, как попало. А Тулузу сначала радиальным, а потом – как у нас. Поэтому среди улочек, которые начинаются и заканчиваются домами треугольной формы, возведенными 200 и больше лет назад, заблудиться немудрено: в одном квартале можно увидеть и модерн, и здания трехвековой давности. И местные власти не торопятся сносить их ввиду ветхости и несейсмостойкости. Поскольку Дух старины здесь охраняет Буква закона!

Фасад старый, а фундамент новый
Еще один пример уважения к предкам

Что придумали застройщики? Они сносят к чертовой матери старые стены с фундаментом, но оставляют старый фасад в качестве декора. И волк в лице мэра сыт, и туристы довольны. Лепота!..

История в интерьере кризиса

Главная площадь Тулузы – ле Капитоль.

Тут продают старые книжки и новые романы. Ветхое барахло, которому место в музее для профессиональных бомжей, и ручные поделки для выставок – реальный антиквариат.

Поделки местные и привозные. Местным они ни к чему, приезжим – тоже

А рядом местный акимат с маслихатом. Зайти сюда бесплатно может любой праздношатающийся – даже после пары бутылок вина. И без предъявления паспорта. Что мы можем увидеть здесь? Роскошный двор, который построили 800 лет назад и где казнили герцога де Монморанси за участие в заговоре против кардинала Ришелье. А если поднимемся по широкой лестнице в главный зал, то…

Когда в мире грянул очередной мировой кризис, власть решила, что он не должен пустовать (надо же как-то деньги зарабатывать). И заселила туда местную оперу. Даже стала пускать туда джазовых и фольклорных музыкантов. Нет, я понимаю, что политический вертеп и храм продажного искусства – сообщающиеся сосуды. Но чтобы так явно?

Огромный зал с расписными потолками. В нишах – фигуры одетых мужиков и голых женщин (наверное, для приступов вдохновения). И ряды обычных офисных стульев. А еще паркетины тут скрипят громче любого скрипичного оркестра и слегка проваливаются под ногами. В общем, как я понял, балаган бюджету пока не сильно помогает. Хотя здесь и ЗАГС брачует молодых пять дней в неделю (две рваные упаковки презервативов заметил возле урны), и гадалка под лестницей стояла. Рядом с бюстом какого-то местного революционера прошлого века.

Вот взять алматинский акимат – там тоже есть большой зал. На смычковый оркестр туда много народу не загнать. Но на Кайрата, скажем, Нуртаса – запросто. Чем не выгода для бюджета? Понимаю, что мое предложение вряд ли пройдет. Но если кризис ухватит алматинский ле Капитоль за самое чувствительное – почему не рискнуть? Деньги же не пахнут?..

Ду ю спик ву франсе?

В кафе разговорился с местным. На вопрос, “дует” ли он на инглиш, тот ответил: а сам ты парле ли ву франсе? И тут же перешел на русский! Ну и поехали. Благо вина и фуа-гры хватало. Начали с Пьером за здравие. А закончили, естественно, политэкономикой. Дальше – краткий перевод содержания беседы.

– Да, Тулуза – большой город. Но если убрать отсюда компанию “Эйрбас” – он покойник. Потому что рядом с ней кормится куча мелких и средних предприятий. Да, здесь много студентов, но учеба становится все дороже. Поэтому многие предпочитают учиться в менее престижных и более дешевых вузах. Да, тут меньше мигрантов, но ты видел, сколько на улицах солдат? Да, Тулуза четвертый по населению город Франции, где по идее много рабочих мест. А сколько нищих на улицах? Потому что, когда кончается туристический сезон, эти рабочие места кончаются! Да, мы – город для туристов. Но только летом. Потому что Ницца и Марсель рядом. И Андорра…

Контрольный выстрел Пьер сделал в конце второй бутылки:

– Казахстан же нефть продает? Значит, вы богатые?

– Так и Франция добывает и продает. Бурду типа “Вдова Кличко” не пьете? Вторая экономика Европы же!

– Рядовой француз шампанское никогда не покупает. Дорого! Коммуналка – за пределами зарплаты, хотя у меня она нормальная. Я вообще считаю, что у нас с тобой не страны богатые, а большие компании. А люди – бедные. И это во всем мире так. И не потому, что кризис…

"Дежурный по Тулузе": Этот тулузяк каждый день сидел в одном и том же кафе, в одном и том же месте с остывшим кофе. Невзирая на дождь и солнце

Справка “КАРАВАНА”

Этим летом в ходе чемпионата Европы сборная России продула Уэльсу 0:3 именно в Тулузе. Газета “Спорт-Экспресс” обозвала это фиаско заголовком “Тулузеры”. Кстати, в местном футбольном клубе “Тулуза” выступали некогда игроки мирового уровня: Фабьен Бартез, Пьер Жиньяк, Роб Ренсенбринк, Мусса Сиссокко. И даже когда-то Вагиз Хидиятуллин – игрок сборной СССР.

Но сегодня тут регби в фаворе

– Пьер, а кто победит на выборах президента Франции – Николя Саркози, Ален Жюппе, Франсуа Финьон или Марин Ле Пен?

– Хочу, чтобы Жюппе. Потому что он без истерики…

Что взять с коренного тулузянина? Финьон уже, считай, изгнал Франсуа Олланда из Елисейского дворца – резиденции местных президентов…

Тулуза рано просыпается. В 6.30 на площади фермеры начинают раскладывать свой урожай, а старухи-покупательницы – его сварливо ругать. Ругают, но покупают. Знают, что через пару часов все станет дороже. Рядом мадмуазели выгуливают собачек, которые “метят” колеса машин и входы в бутики. Только поднимаю фотоаппарат – “No!!!”.

Ага, обсыкать бутики можно, а снимать этот процесс – нет? Толерантность, блин…

Похоже, этот бутик "метили" не только собаки

Узкий переулок. Справа – стройка. Слева – чугунные столбики. Прямо на меня ледоколом “Ленин” прет мадам лет под 90 с костылями. Пропускаю. Она мне: “Мерси”. Я ей сдуру по-немецки: “Битте шён”…

Глаза выпучила: “Немец?”. Отвечаю, что из Казахстана.

Так у нее парик от удивления (или от ужаса?) на затылок сполз! И испуганной ланью старушка ускакала вдаль…

Зима тулузским пальмам не страшна

Заметки на полях карты Тулузы

Что еще надо там увидеть? Если перейти Новый мост (на самом деле ему лет 300), то можно посетить парочку старинных храмов (во все в городе вход бесплатный) и сравнить их с другими в старой части Тулузы.

Это местный Нотр-Дам в фас. Солидно же выглядит?
А так он выглядит в профиль

Обязательно блошиный рынок на площади Сен-Жермен. Правда, сейчас не сезон. Улочку антикваров ру Гамбетта (кривая, как коленвал). Непременно – космический городок и сборочные цеха “Эйрбаса”. Если поржать – то сделайте селфи на фоне местного Нотр-Дама. В фас храм внушает. В профиль оказывается плоской декорацией.

Ну и, конечно, трудно пройти мимо местных сыров, фуа-гра и мороженого…

Да, еще раз: Тулуза – это совсем не Париж!

Какой же французский город без триумфальной арки
Самый популярный храм Тулузы Сен-Сернен
А вот этот "автограф" в бетоне – в 50 метрах от него
Новый мост через Гаронну

***

Гражданин Казахстана знакомится с немецкой прессой на русском языке во французской Тулузе