Роженицам дарили навоз, а в честь болезни закатывали той: что известно о медицине кочевников

Ты недуг видишь? А он там есть!

Для начала стоит отметить, что наши предки строго разделяли все недуги на две категории- видимые и невидимые. К видимым относились травмы, обморожения, кожные болячки, расстройства желудка. То есть то, где диагноз можно поставить на глазок.  Эти болезни мог лечить любой, кто обладал достаточными для этого навыками и смелостью, а то и сам больной.

У кочевников практиковалось так называемое симпатическое лечение. То есть, при проблемах с ногами следовало есть мясо быстрых животных, например сайгака, слабым давали мясо быка, плохо видящим-филе орла, а пожилым -молодого ягненка

Совсем другое дело, если человека мучает неизвестно что. Сюда можно отнести и воспалительные процессы внутренних органов, и психические заболевания и инфекционные заболевания.

С такими недугами простые люди связываться боялись. Считалось, будто болезнь вызывают злые духи, вселившиеся в больного, и при попытке их изгнать, они рассердятся еще больше, и станут терзать не только заболевшего, но и весь его род. Поэтому, в подобных случаях приглашали профессионалов-шаманов и знахарей.

В некоторых случаях в этой традиции есть очень здравое зерно. При эпидемиях больного лучше изолировать, а знахарь, перед тем как войти  в жилище к страждущему, проводил особые ритуалы. Например, окуривал ложе заболевшего едким дымом, надевал только ритуальную одежду, предназначенную для таких случаев, а ещё и обвешивался пучками трав. То есть, пользовался доступными антисептиками и соблюдал карантин, насколько позволяла жизнь в степных условиях.

Изображения методов лечения кочевников встречаются на старинных фресках. Их создавали по описаниям античных историков, в первую очередь Геродота

Изгнать духов болезни пытались двумя способами. Либо потусторонней сущности создавали невыносимые условия: жгли рядом с больным навоз и едкие травы, кормили заболевшего горькой или пересоленной едой и не давали питья, либо наоборот морили голодом.

Шайтан без амбиций

Конечно, методы жестокие, но такая шоковая  терапия могла мобилизовать скрытые резервы организма. Строгие диеты используются в официальной медицине и сейчас, как и рвотные и слабительные средства. Горькой еду делали добавлением трав и толченных минералов.  Нетрудно догадаться, что больной получал  с невкусной пищей приличную порцию целебных веществ.

А вот «мирный» способ изгнать злых духов, применялся скорее всего при психосоматических заболеваниях и проблемах с психикой.

В честь злых духов закатывали той, где подавали самое вкусное. Во время пиршества знахарь все время просил болезнь покинуть тело, потому что этот человек, якобы, не достоин, чтобы в нём жил такой почетный гость.

Почему казахская защита от сглаза действительно оберегала от инфекционных заболеваний

Подобная психотерапия давала неплохой результат. Больному человеку внушалась мысль, что и в самом деле, злым духам, с их безграничными возможностями, нечего делать в теле простолюдина. Это как же себя должны не уважать всякие шайтаны, чтобы вместо  жирных телес какого-нибудь хана, выбрать местом проживания полуголодного чабана?

При первых признаках исцеления, или, как сейчас говорят, ремиссии, знахарь торжественно провожал злого духа. Больной был уверен, что теперь болезнь не вернется.

Судя по найденным в курганах останкам, в некоторых случаях знахари кочевников практиковали даже такую сложную операцию, как трепанация черепа. Считалось, что через просверленную дырочку в черепной коробке злые духи покинут тело. Трепанация проводилась при судорогах, эпилептических припадках, мучительных головных болях, и нередко была эффективной. На останках видно, как кости черепа зарастали костной тканью, то есть, больной как минимум ещё 5-10 лет жил  после операции.

Каждый кочевник мог сам обработать себе рану, вправить вывих и наложить шину на перелом.Часто это проходило без анастезии

Семь потов под девятью одеялами

Что касается видимых болезней, то свои методы лечения существовали едва ли не у каждого племени. Кочевой образ жизни предполагает культурный обмен, поэтому племена на южной части нынешнего Казахстана имели в своем арсенале навыки китайской и тибетской медицины, а на западе перенимали опыт  Кавказа, Персии, и Апеннинского полуострова.

Нельзя сказать, что подобные заимствования были массовым явлениям. Речь скорее идет об еденичных случаях. Но в курганах довольно часто встречаются медицинские принадлежности, не свойственные данному региону.

Основу же народной медицины составляли, конечно же, травы. Даже до наших дней дошли главные из них - девясил и гармала (адыраспан). Крепкий настой девясила давали больному при любом недуге, и вообще пили отвар практически каждый день, для профилактики.

Сейчас адыраспаном принято в основном окуривать помещение, но тогда его использовали намного активнее. В ход шел и отвар внутрь, и настой наружно, и даже пепел.

Особенно хорошо зарекомендовало себя втирание пепла при лечении бородавок, а мазь из гармалы и жира неплохо лечила чесотку и некоторые другие кожные заболевания.

Сейчас адыраспан используют в основном для окуривания помещений, а прежде им лечили почти все болезни

Еще одним универсальным средством была молочная сыворотка. Больной выпивал её как можно больше, одевался потеплее, даже если стояла страшная жара, и занимался физическим трудом. Считалось, будто с потом, выходит вся болезнь. Этот способ лечения применяли для тех, кто помоложе. Стариков и немощных просто укутывали в 9 одеял (Девятка- сакральное число) и усаживали рядом с очагом.

А вы точно гинеколог?

Иногда вместо сыворотки в ход шел айран, шубат или кумыс, но в этом случае больной пил всего пару пиал напитка, а потом обильно запивал это теплой водичкой. Но и тут есть один нюанс. Обычные кисломолочные напитки для терапии не годились. Их надо было взять у очень хорошего человека.

Если прием внутрь кисломолочных напитков не помогал, то применяли компресс из кумыса. Больного, как мумию, обматывали тканью в два-три слоя, а слои пропитывали кобыльим молоком. В таком виде нужно было лежать, пока кумыс не высохнет, а ткань не станет твердой.

Для грудных детей тоже существовал свой способ обертывания. Если малыш был совсем слаб, то, когда забивали скот, ребенка первым делом заматывали в ещё теплый говяжий рубец.

Подобным образом лечили и женские заболевания. Только рубец перед этим варили, а когда он достигал температуры, при которой не обжигал кожу, женщину усаживали на него. При этом рубец не чистили от содержимого.

Самодельные шампуни, сухое молоко: какие лайфкахи использовали в быту казахи столетия назад

Структура рубца неплохо сохраняет тепло, что может помочь при цистите и некоторых других воспалительных заболеваниях мочеполовой сферы. Содержимое желудка тоже помогало удержать тепло. Требуху варили с травами, так что к теплу добавляется еще и целебный пар.

Степной эликсир

После такой процедуры есть рубец уже никто не будет, и его отдавали собакам. Считалось, что псы сожрут вместе с требухой и недуг. По этой причине метод использовали совсем к крайнем случае. Намного чаще применялись согревающие компрессы из конского навоза. Конского, потому что лошадь считалась самым чистым животным.

Даже существовала традиция, дарить кусок навоза роженице. Сделать это должен старший брат, просунув подарок сквозь решетки юрты. Навоз при этом оборачивали в дорогую ткань или мех. Считалось, что это самое эффективное средство от мастита.

Бараний навоз тоже шел в ход, только его надо было выдержать как минимум три года. И годился не каждый, а только собранный 9 го числа, 9-го месяца, и лучше всего от светло серого барана. Потом шарики толкли, заливали горячим молоком, топленным  и делали из этой смеси подобие медицинским свечей. Приготовленный таким образом навоз обладал антисептическими свойствами, и мог помочь при геморрое и при осложнениях после родов. Современникам этот способ может показаться очень негигиеничным, но в степных условиях людям было не до брезгливости.

История сохранила рецепт чудодейственного бальзама, который якобы помогал при любых болезнях.  Его тоже нельзя назвать аппетитным.

Необходимо было взять пять выделений коровы - слюну черной, мочу и помет красной, молозиво первородящей, любой масти и толченные желчные камни самой старой. Это все следовало смешать с медом, настоять год и пить по нескольку капель.

Живая гематогенка

При переломах, сотрясениях, травмах суставов и тяжелых родах, первым средством был очень крутой бульон из бараньих ножек. Бульон надо было варить очень долго. У этого метода есть вполне научное обьяснение. В мясном отваре из костей содержать много веществ, способствующих заживлению, в том и числе кальция и коллагенов. У современных препаратов приблизительно такой же состав.

Когда кто-то сильно замерзал в степи, в первую очередь забивали барана. Больного заворачивали в еще теплую шкуру и обкладывали внутренностями животного. 

Мягкое тепло, жир и кровь уберегали кожу и мышцы от последствий обморожения. Мясо же в это время варилось на огне, чтобы обеспечить больного калорийным питанием.

Крепкий бульон с травами и кореньями был основным лекарством

Ослабевших от долгой болезни, тяжело раненных или избитых, отпаивали кровью животного. Особенно эффективным считалось пить прямо из раны. Звучит ужасно, но гематогена, главного средства при нехватке гемоглобина, тогда еще не изобрели, а теплая кровь усваивается лучше, чем та, которая уже сворачивается.

Свинину кочевники ели неохотно и до принятия ислама. Дело совсем не не в религиозных соображениях. Дело в том, что мясо дикого кабана воняло так отвратительно, что даже неприхотливые кочевники брезговали его есть.  Его употребляли в пищу когда уже совсем есть было нечего. Тем не менее, дикий кабан считался желанным охотничьим трофеем.

Его топленный жир  помогал  при обморожениях и гнойных ранах, а салом лечили стоматит и зубную боль. Кстати, кариесом кочевники практически не страдали. Они не потребляли сахар, чистили зубы веточкам деревьев, жевали сок молочая как жвачку и ели много грубой пищи, очищающей зубную эмаль. Но вот треснутый зуб был частым явлением. Это случалось и в драке, и просто при попытке разгрызть кость. Тут на помощь и приходило сало дикого кабана. Оно глушило боль, если использовать кусочек как компресс. При частом использовании десны размягчались, и извлечь корень сломанного зуба было проще.  Прорезание зубов  у младенцев тоже облегчали кабаньим салом.

Мамой Гиппократа клянусь!

Медицинскими навыками в те времена обладали практически все, от пятилетнего ребенка до древнего старика. Оказать первую помощь при травме, наложить шину, перевязать и обработать рану было жизненно необходимо. Так же требовалось и знать, как быстро убрать симтомы болезни, если ты вдруг оказался далеко от людей, а помощи ждать не от кого.

Еще одним универсальным лекарством был корень солодки. Он и сейчас используется в медицине

Но в более серьезных случаях. Процедуру лечения кому попало не доверили. Считалось, что лучше всех с болезнями справляются люди успешные и богатые. Своя логика в этом есть. Если свою жизнь они устроили, то и чужую болезнь тем более одолеют. Пережившие большое несчастье, например, грабеж или пожар, наоборот, к лечению кого-то не допускались. Ведь на них висит энергетика неудач. И совсем мало шансов было стать лекарем у вора. Пусть даже его преступление заключалось в том, что в детстве он стащил без спроса кусок лепешки у соседей. Руки, оскверненные воровством, лечить не смогут уже никогда.

Почему у кочевников не было эпидемий и венерических заболеваний?

К середине XIX- го века, народные методы лечения стали потихоньку уходить в прошлое. В тот период в наших степях появились земские больницы, где народ лечили с использованием современных лекарств.

Некоторые народные средства используются до сих пор. Подобие нынешнего масла «Кызыл Май»  не меньше тысячи лет хранилось в каждой юрте. Только у каждой семьи был свой рецепт. Бараньим жиром апашки в аулах лечат и сейчас, только уже не важно, какого цвета был барашек и при какой фазе луны его закололи. Спрос на  порошок из рогов сайги вызвал волну браконьерства. Польза это древнего средства научно не доказана, но многие готовы выкладывать солидную сумму за народное средство предков.

Дольше всего степные методы лечения держались в Монголии, Бурятии и части Китая, куда казахи ушли после революции.