Только после вмешательства прокуратуры по факту смерти матери и ребенка было возбуждено уголовное дело и проведено служебное расследование.
Бронхит с летальным исходом
Эта трагедия произошла в Караганде. В роддоме №3, который несколько лет назад из государственного городского роддома превратился в частное заведение ТОО “Региональный акушерско-гинекологический центр”. Он был и остается единственным в Майкудуке – в районе, где проживает треть населения Караганды.
Алевтина Абишева ждала второго ребенка без страха и сомнений. Какие могли быть сомнения у молодой здоровой женщины, никогда не болевшей ничем серьезнее простуды?
Вечером 5 декабря Алевтина почувствовала приближение родов. Но семья не очень испугалась. Аля – женщина сильная, крепкая, срок беременности почти семь месяцев. Пусть даже малыш родится недоношенным – выходим, решили родные.
В 22 часа 05 минут “скорая помощь” привезла Алевтину в ТОО “Региональный акушерско-гинекологический центр” (или короче – ТОО “РАГЦ”). Принимающий врач поставил диагноз: беременность 30 недель, начинающиеся преждевременные роды. Общее состояние удовлетворительное. Назначена стандартная терапия по сохранению беременности.
Терапия не помогла, и 11 декабря родилась Алина. Вес – 1600 граммов, рост – 38 сантиметров. В дальнейших протоколах врачебных комиссий и объяснительных медработников ТОО “РАГЦ” малышку будут упорно называть “глубоко недоношенным плодом женского пола”.
16 декабря Алевтина Абишева умерла. Красивая, молодая, здоровая женщина. Причиной смерти, по мнению лечащих врачей, стал… хронический бронхит, который не вовремя обострился и спровоцировал пневмонию, плеврит, гастрит, эндомиокардит, токсический гепатит, сердечную недостаточность и даже туберкулез в фазе распада – именно в такой последовательности ставили диагнозы врачи, обследовавшие Алевтину до и после родов.
Родные настояли на проведении патолого-анатомического исследования.
По его данным, причина смерти – инфекционно-токсический шок на фоне тяжелого состояния после преждевременных родов. И никаких признаков туберкулеза.
Спасибо – только прокурору
Муж Алевтины написал заявление в полицию с требованием о возбуждении уголовного дела. Такие же заявления родные отвезли в областной департамент здравоохранения, акимат, полицию…
– Повсюду на каждом шагу мы встречали сопротивление и неприязнь медработников и чиновников, – говорит брат Алевтины Вячеслав Югай. – От нас скрывали обстоятельства смерти моей сестры. Тело ребенка мы искали по всем моргам, нам просто не говорили, где девочка. Мы ничего не могли добиться. Как в последнюю инстанцию обратились к прокурору области Амирхану Аманбаеву. Наверное, прокурор просто выполнял свою работу. Но для нас он стал первым представителем государства, который выслушал нас и предпринял конкретные действия. Уже на следующий день нам сообщили, что во исполнение предписания прокурора области для расследования нашего заявления создана специальная комиссия, а следственным управлением департамента внутренних дел Карагандинской области вынесено постановление о возбуждении уголовного дела.
Больные так некстати!
Состояние Алевтины резко ухудшилось на следующий день после родов.
Но истекающую кровью, слабеющую на глазах женщину стали возить из одного стационара в другой, из одной клиники в другую. В холодной машине “скорой помощи”, в халатике, под байковым одеялом. А морозы стояли в Караганде жесточайшие.
Возможно, просто хотели держать ее подальше от роддома? Ведь еще на памяти предыдущий скандал – 12 мая в этом же роддоме умерла 22-летняя Жулдыз Сапаргалиева. Ребенок, вполне доношенный мальчик весом 3800 граммов, как сказали отцу, родился мертвым. Муж, убитый горем, сначала не задавал вопросов. Похоронил жену и сына. Но некоторое время спустя все-таки решил выяснить, отчего умерли его молоденькая жена и сын. Беременность протекала хорошо. Жулдыз не болела, состояла на учете в поликлинике. Буквально за три дня до родов участковый врач говорила, что поводов для беспокойства нет.
Не так давно муж добился возбуждения уголовного дела по факту смерти жены и сына. Пришлось произвести эксгумацию. Следствие продолжается. И еще одна умирающая роженица совсем была некстати.
Из больницы в больницу
Но вернемся к нынешней истории.
12 декабря врачи ставят Алевтине очередной предположительный диагноз – пневмония. Нужно сделать рентгеновский снимок. Но рентген-аппарата в ТОО “РАГЦ” нет. И женщину повезли в горбольницу №1.
– Это было нарушение, – признает Тулеген Садвакасов, начальник отдела по стационарным службам областного департамента здравоохранения. – Больную нельзя было перевозить. И то, что роддом не был оснащен передвижным рентген-аппаратом, также является нарушением утвержденных нормативов.
В горбольнице №1 сделали снимок, тоже предположили пневмонию, посоветовали провести консультацию фтизиатра и собрались отправить Алевтину обратно, в роддом. Но главврач ТОО “РАГЦ” Татьяна Юзик попросила оставить больную в горбольнице.
Фтизиатра-консультанта вызвали сюда же, в приемный покой. В истории болезни появился еще один диагноз: инфильтративный туберкулез правого легкого в фазе распада. И Алевтину Абишеву тут же отправили в областной тубдиспансер.
– Перевод родильницы в туберкулезный диспансер был необоснованным, – считает Тулеген Садвакасов.
В противотуберкулезном диспансере Алевтина прожила еще четверо суток.
Там и умерла. Вскрытие не обнаружило никаких признаков туберкулеза.
“Кстати, ребенок тоже умер…”
Сегодня врачи и специалисты-проверяющие обижаются на родственников Алевтины и Алины, которые подняли скандал по поводу “частного единичного факта гибели матери и ребенка”. Считают, что в их претензиях много субъективного. А работу медиков, мол, может оценить и понять только профессионал.
Мы тоже не будем оценивать профессиональные действия врачей. Это дело служебного расследования, следствия и суда. Но в этой истории, даже с допустимым таким же трагическим финалом, половины вопросов и претензий не возникло, если бы медработники ТОО “РАГЦ” проявили хотя бы чуточку больше тепла, внимания, тактичности и элементарного сочувствия.
Сколько неоправданных страданий пришлось пережить родным и близким даже после смерти матери и ребенка! На следующий день после смерти Алевтины главврач роддома высказала родным свое недовольство по поводу вскрытия, на котором они настояли, а потом заметила: “Кстати, вы еще не знаете, что ребенок тоже умер?”
Маленькая Алина пережила свою маму всего на несколько часов. Малышка умерла 17 декабря. Когда родные все-таки нашли тело умершей девочки, кто-то из медработников (лицо было закрыто марлевой повязкой) вынес в коридор сверток с замороженным крохотным тельцем. Женщина положила сверток на подоконник и удалилась. Ни объяснений, ни слов сочувствия, ни извинений. По уголовному законодательству они и не требуются. А по человеческим законам?
Будет прецедент?
По факту смерти Алевтины Абишевой возбуждено уголовное дело по статье 114 УК РК – ненадлежащее исполнение служебных обязанностей медработниками, повлекшее смерть двух лиц . Следствие проводит департамент внутренних дел Карагандинской области.
Кандидат юридических наук, доцент кафедры юридического факультета Карагандинского госуниверситета Лейла Аренова представляет интересы пострадавшей стороны. Алевтина Абишева была ее племянницей. И Лейла намерена приложить весь свой опыт и профессионализм, чтобы добиться судебного слушания.
– Мы будем добиваться, чтобы следствие назвало виновных, а суд определил степень вины и вынес наказание. Пусть это будет минимальное наказание, пусть условная мера или даже штраф, но это будет приговор суда и осуждение по уголовному обвинению. Алю уже не вернешь. Но ради безопасности других женщин мы будем добиваться суда над виновными. Я не помню ни одного приговора суда, вынесенного по этой статье в Караганде. Значит, наше дело будет первым прецедентом.
По результатам служебного расследования специальной комиссии областной департамент здравоохранения направил материалы в административный суд о приостановлении лицензии на медицинскую деятельность ТОО “РАГЦ”. Поставлен вопрос о целесообразности размещения государственного заказа в данном частном заведении. Решено также ходатайствовать перед акимом области о неотложном строительстве роддома в Караганде. Все остальные пункты не имеют особого значения. Усилить, углубить, обеспечить, принять меры, не допускать в дальнейшем…
Интересная деталь: врача-фтизиатра, которая поставила диагноз на глазок и фактически предопределила весь дальнейший ход событий, рекомендовано направить… на курсы повышения квалификации.
информация к размышлению
По данным Минздрава, в Казахстане ежегодно рождаются около 300 тысяч детей. И каждый год умирают около пяти тысяч детей, из которых половина – новорожденные. От послеродовых осложнений умирают ежегодно более ста женщин. В рейтинге стран мира мы с этими показателями сегодня занимаем 54-е место. Это прогресс, в 2001-м мы были на 81-м, где-то между Зимбабве и Берегом Слоновой Кости.
Только за последний год в роддомах Караганды погибли 5 женщин. И еще две - в роддомах области.
Татьяна Тен, Караганда