В советских роддомах царили часто противоречившие физиологии правила – роженицы должны были навзничь лежать на клеенке, во избежание инфицирования нельзя было трогать младенца. После родов малыша сразу пеленали и уносили в детское отделение. Прикладывать к груди матери позволяли только через несколько часов, и малыш терял самый ценный для него первородный продукт – грудное молозиво, которое в первые минуты жизни способствует выработке иммунитета. После перенесенных в родильном доме стрессов многие женщины даже отказывались заводить следующего ребенка.
Сегодня казахстанские врачи стараются вернуть процесс деторождения в естественное русло. Медицинское вмешательство в таинство природы сводится до минимума. Теперь врачи не настаивают, чтобы женщина обязательно рожала на этом жутком медицинском кресле. Она может выбирать то место и ту позу, которая ей удобна. И если малыш появился на свет без патологий, его сразу кладут на живот матери. Для ощущения собственной защищенности он должен чувствовать тепло и запах ее тела.
В казахской степи женщины рожали там, где их заставало кочевье. Если это было в степи, то в землю вбивали копье или кол, за который роженица держалась при схватках обеими руками (в современных родильных домах роль такой опоры исполняет поперечный брус, закрепленный на стене). Когда же роды происходили в юрте, упором мог быть крепко натянутый черно-белый аркан – священная нить ала-жiп, которая, как считалось, отгоняет злых духов. Кiндiк-шеше, повитуха, находилась рядом, подсказывала и подбадривала будущую мать. Водой новорожденного не обмывали, клали на живот матери прямо в первородной смазке. Грудью начинали кормить сразу и кормили до двух-трех лет.
Впервые женщину уложили рожать на спину в XVII веке при Людовике XIV. Тогда король захотел наблюдать за процессом со стороны! Эта поза подходила для врачей и для наблюдателей, но никак не для роженицы. Рожать лежа дольше и больнее, чем стоя или сидя на корточках.
Сегодня в развитых странах Европы распространенными стали домашние роды с участием профессиональных акушерок – мидвайф. Беременность и роды – не болезнь, а естественный процесс, говорят медики.
В Казахстане домашние роды пока еще считают экстремальными. Чаще всего такое случается, когда роженицу просто не успели довезти до родильного дома. Дальние расстояния, пробки на дорогах повышают риск. Потому переориентировать у нас решили сами родильные дома.
Опытные акушерки говорят: “Если свадьбы и дни рождения у нас ассоциируются с радостью, весельем, гостями и подарками, то почему роды должны напоминать о больнице?”.
В городском перинатальном центре Алматы сейчас 15 палат оборудованы, как уютные комнаты. Шторки, детские люльки, мячи для тренировок, кровати-трансформеры. Одну из палат здесь оформили в национальном стиле. Она стала пользоваться такой популярностью, что будущие мамы уже выстроились в очередь, чтобы рожать именно там.
– Когда я смотрела на казахский бесiк возле кровати, то представляла, что скоро рожу малыша и буду его качать. Помогло! – говорит одна из рожениц.
На вопрос, почему наши богатые люди стремятся отправить своих жен рожать в Европу или Америку, здешние врачи отвечают: “Мы так не считаем. В нашей клинике рожают дочери наших министров и высокопоставленных чиновников”.
В 2010 году в Казахстане на свет появился 368 631 новорожденный младенец. Это на 39 тысяч больше, чем в 2009 году.
Самой молодой казахстанской роженице – 15 лет, самой пожилой – 57. Наиболее урожайные – южные регионы, меньше детей рождается в северных областях.
Мода на партнерские роды пришла к нам с Запада. Но наши мужчины по-разному реагируют. Несколько лет назад в одном из родильных домов Тараза муж, которому позволили присутствовать при рождении первенца, увидев, как появляется головка младенца, неожиданно исчез из родильного зала. Дома появился только через месяц. На вопрос, где был, ответил: из-за перенесенного стресса ушел в глубокий запой. Немало таких, кто падает в обморок в родильном зале.
– Роды – не спектакль и не экстремальное развлечение. Присутствовать на них без необходимости не стоит, – говорят психологи.
Кровь и страдания жены порой шокируют. Мужчина, привыкший оберегать и защищать женщину, быть покровителем, испытывает страх и полную беспомощность перед происходящим. Чтобы развеять сомнения по поводу присутствия мужа при родах, хорошо бы посетить курсы для будущих родителей, посмотреть видеокассеты с родами. И потом решать.
Тридцатилетний Дияр, слегка ошарашенный и счастливый, только что стал отцом во второй раз, в буквальном смысле “родив” дочку вместе с супругой Шолпан. Партнером на родах в Научном центре акушерства, гинекологии и перинатологии Алматы он был впервые:
– Ощущение космическое, и все время хочется помочь жене!
Правда, в самый трепетный момент появления малышки на свет он все же на несколько минут сбежал в коридор. От волнения. В этом смысле нервы у женщин покрепче. Сейчас же он уверен – при следующих родах обязательно будет снова помогать жене.
– У нас в партнерских родах участвуют и бабушки, и сестры, и подруги рожениц, – рассказывает врач Сауле ИСЕНОВА. – Но особое удовольствие – наблюдать, когда при родах помогают молодые папы. К тому же мужчина на родах – это реальная помощь. Поднять женщину, перенести, помассировать – это они с удовольствием. Присутствие отца бывает еще более необходимым при кесаревом сечении. Когда нет возможности положить новорожденного на живот маме, его кладут на грудь отцу. Чтобы малыш с первых минут на этой земле почувствовал – его любят!
За новогодние праздники – 31 декабря 2010 года и 1 января 2011 года в Астане родилось 24 малыша – 11 мальчиков и 13 девочек, а в Алматы на свет появилось 90 (!) детей, в том числе 46 мальчиков и 44 девочки.