Недавняя история с нехваткой воды в многоэтажках привела к обсуждению проблем не только с источниками водоснабжения Астаны в частности, но и с неконтролируемой урбанизацией мегаполисов республики в целом. В кулуарах правительства чиновники заговорили о планах ограничения миграции в столицу. Конкретные сроки введения миграционного регулирования пока неизвестны, поправки в законодательство находятся на стадии разработки. Но, по предварительной информации, возможным рычагом контроля могут быть ограничения на регистрацию. И без того уже каждый четвертый казахстанец сегодня проживает в одном из мегаполисов страны, где население превышает миллион человек. Например, если в Астане 10 лет назад насчитывалось 742 тысячи жителей, то в нынешнем году, согласно предварительным статистическим данным, эта цифра приблизилась к 1,4 миллиона.
В Алматы ситуация похожая – за десять лет население города увеличилось более чем на 700 тысяч человек, и сегодня в южной столице живет почти 2,2 миллиона человек.
Шымкент, получивший статус города республиканского значения шесть лет назад, в плане численности населения прибавляет ежегодно по 8 процентов, причем максимальный скачок был зафиксирован в 2022 году, то есть сразу после пандемии.
Что касается дня сегодняшнего, то, судя по демографическим прогнозам специалистов АО «Центр развития трудовых ресурсов», до 2030 года можно ожидать продолжения миграционных перетоков в крупнейшие города страны.
Так, в ближайшие семь лет численность населения в Астане вырастет еще на 30,5 процента – если, конечно, не будут приняты меры регулирования. В Алматы число жителей увеличится до 2,5 миллиона человек, в Шымкенте – до 1,5 миллиона.
Не резиновые: справятся ли Астана и Алматы с потоком мигрантов
Причем понятно, что наибольшую долю всех переезжающих в мегаполисы составляют жители ближайших к каждому городу регионов. Например, в Алматы из 75,7 тысячи мигрантов в прошлом году две трети были из южных областей. В Шымкент в основном переехали из Туркестанской области. А вот в Астане из 76 тысяч переехавших лишь 19 процентов внутренних мигрантов составили жители Акмолинской области, остальные были из разных частей страны. Покорять столицу приехали из Карагандинской и Туркестанской областей, а также из Алматы.
Но это цифры. За которыми, как уже было сказано, стоят огромные проблемы нерегулируемой и не поддающейся никакой отчетности миграции населения.
Например, нехватка воды из-за бесконтрольного роста многоэтажного жилого фонда в Астане – это далеко не единственная проблема столицы. В список «болезней роста» подобных населенных пунктов нужно добавить дефицит мощностей системы теплоснабжения, которая уже прошлой зимой работала на пределе своих возможностей. Сложным вопросом остается и соответствие социальной инфраструктуры реальной численности населения. В Алматы история аналогичная.
- Я должен констатировать, что сегодня в государственном земельном фонде города нет свободных земельных участков для строительства и расширения социальной инфраструктуры, а также мест досуга и общественных пространств. Но эти проблемы мы будем решать исключительно путем строительства или пристроек, либо выкупа зданий и земельных участков у частных собственников, - подтвердил аким мегаполиса Ерболат Досаев на встрече с жителями Бостандыкского района.
А в Шымкенте ситуация и вовсе патовая – жилье почти половины населения этого города не подключено к городской системе канализации: уровень охвата централизованными системами водоотведения составляет всего 54 процента от необходимости. Иными словами, почти 500 тысяч горожан пытаются самостоятельно решить проблему за счет септиков или, хуже того, уличных туалетов. Что напрямую может привести к полнейшей антисанитарии.
Впрочем, жители других крупных городов не застрахованы также и от того, кто из мигрантов с каким состоянием здоровья к ним переедет. Дело в том, что в регионах до сих пор нестабильная обстановка с теми же скотомогильниками, и недавний случай заражения сибирской язвой казахстанцев, проживающих всего в 500 километрах от столицы, наводит на серьезные размышления.
Не стоит забывать и о транспортной загруженности и, как следствие, высоком уровне загрязненности атмосферы городов-миллионников. Эти параметры напрямую зависят от количества проживающего населения.
И, наконец, сравнив данные миллионников по нескольким индикаторам качества жизни, можно отметить, что только Астана и Алматы имеют более высокие показатели благосостояния своих горожан, тогда как Шымкент по многим параметрам не дотягивает даже до республиканского уровня. Что уж говорить об областных центрах.
Астана