Стоило ли ехать к Аральскому морю из Краснодара, за две тысячи километров, чтобы взглянуть на столь масштабный пример экологической катастрофы? Журналисты "Российской газеты" уверенно заявили, что да. По словам автора статьи, это одна из тех редких поездок, где заведомое ожидание увидеть что-то конкретное не оправдывается, передает Caravan.kz.
Вначале автор Анна Юркова призналась, что до недавнего времени не задумывалась о "съежившемся" озере. На карте оно представляет собой отделившиеся крупные водоемы: Западный (большой) Арал (полностью изолированный) и Малый Арал, поддерживаемый стоком Сырдарьи.
"Отправиться к осушенному дну было инициативой моего коллеги Максима Куликова. Однажды он предложил: "Хочешь, поедем?". Идею своего путешествия он вынашивал еще со времен просмотра фильма "Игла", помните, где главный герой Виктора Цоя с мальчишеской ловкостью взбирается на мачту рыболовецкой баржи в песках? Съемки проходили в бывшем порту Муйнак, откуда вода уже отступила на десятки километров. Но хотелось взглянуть не просто на остовы судов, а именно на море, так быстро сбежавшее от людей. Места дикие, удаленные, но наш внедорожник достойно преодолел все преграды пустыни. Впрочем, обо всем по порядку", - говорится в статье российского автора.
Девушка рассказала, что ни она, ни ее попутчик до этого не бывали в стороне Аральского моря и о местной туристической инфраструктуре знали лишь понаслышке.
"До пункта пропуска со стороны Астраханской области мы добрались только к ночи первого дня, оставив позади вполне удобоваримые 870 километров трассы Р-216. Пограничники с безусыми лицами, осматривая автомобиль, заметили в багажнике три канистры. "Кто же едет в Казахстан со своим топливом?" - усмехнулись они. Бензин в бывшей советской республике и вправду дешевый - АИ-95 на разнокалиберных бензоколонках в среднем стоит 203-209 тенге за литр, в переводе на наши деньги - чуть меньше 30 рублей. Но и запасы оказались впрок: наличность мы смогли обменять только в "нефтяной столице Казахстана" - Атырау (российские платежные карты "МИР" здесь не в ходу), а до этого дозаправлялись собственным топливом", - пишет Юркова. Трагедия Арала полвека спустя: что произошло
Главным открытием для наших российских коллег стала "убийственная трасса", начавшаяся сразу после границы. Сначала на графитовом полотне асфальта, словно мираж, выросла строительная техника. Свернули на параллельную песчаную колею, чтобы объехать дорожников. На улице +40, по обе стороны раскинулась желтая равнина с выгоревшими кустами саксаула, и встречавшиеся на обочинах верблюды казались не всамделишными, застывшими под полуденным солнцем. Не упуская из вида шоссе, путешественники вскоре вернулись на него, однако затем уткнулись в насыпь. В итоге весь путь ехали не по дороге, а рядом с ней, волоча за собой шлейф пыли.
После распада СССР это единственное шоссе на северо-западе не ремонтировали, от слова совсем. Так что езда по песчаным колеям для водителя даже безопаснее. Впрочем, и она не спасает от разного рода происшествий: двигатели закипают, слетают колеса, а некоторые автомобили так и остаются лежать на обочине. Остается только надеяться, что всему этому скоро придет конец, власти республики планируют завершить строительные работы в 2023 году.
- Мало кто решается ехать сюда на собственном транспорте, - говорит казахстанец Кублан, которого путешественники взяли в попутчики.
- А как же вы добираетесь? - поинтересовались у него российские журналисты.
- На поезде, но сегодня не удалось. Спасибо, что взяли, - сказал он, вжавшись в сиденье при очередном прыжке над ямой.
Оказалось, что Кублан возвращается после рабочей вахты домой в Атырау, где его ждут жена и двое сыновей. Работает в нефтетранспортной компании, но признается, что даже по местным меркам его хорошей зарплаты едва хватает. Поэтому приобрел верблюдицу.
- Это выгодное инвестирование - животные неприхотливы, затраты минимальны. Живут в степи под присмотром пастуха. А недавно моя верблюдица принесла верблюжонка, - разъясил он.
"Кстати, говорят же, что всякая помощь хороша вовремя. В пути мы все-таки умудрились потерять передний бампер, не выдержавший ухарской тряски по бездорожью, и если бы не Кублан, который в Атырау взял на себя функции проводника, мы бы долго плутали в поиске нужного специалиста автосервиса. Он не поленился обойти с нами четыре СТО, прежде чем нашелся человек, готовый взяться за починку нашего железного коня. И даже преподнес в подарок новую рамку для номерного знака", - поделилась россиянка в своей статье.
Добравшись до собственно моря, журналисты заметили, что берег, схваченный коркой соли, действительно, мягкий, болотистый. Особенно непривычно заходить в воду: дно вязкое и проваливаешься по щиколотку в прохладную глину.
"Эксперты отмечают, что обмеление Аральского моря сопровождалось постоянным ростом солености. Если изначально оно было лишь солоноватым - около 10 граммов на литр, то сейчас содержание минерала в западном бассейне достигает 200 граммов. Так что, всем кто решит искупаться, стоит забыть про ныряние, даже при попадании капли в глаза возникает острое жжение", - поделилась автор в своей статье. Мина замедленного действия: как изменение климата уже бьёт по Казахстану
В заключение журналистка подчеркнула, что Аральское море считалось четвертым по своему объему озером в мире - после Каспийского моря, озера Верхнее в США и озера Виктория в Африке. Сейчас море распалось как минимум на четыре "лужи". Больше всего повезло Малому Аралу в Казахстане. Благодаря возведенной в нулевые годы Кокаральской плотине в нем по-прежнему добывают рыбу.
Путь от Краснодара к Аральскому морю занял 12 дней и составил 4250 километров. По дороге журналисты сначала пересекли границу с Казахстаном в городе Караозек, а затем с Узбекистаном - в Бейнеу и таким же образом вернулись обратно.