Накаркал
Любопытно, но до этого года такого понятия, как «грязная атомная бомба», не было ни в военном деле, ни у физиков-ядерщиков. Этот термин существовал только в фантазиях писателей-фантастов, причём появился он задолго до Хиросимы и Нагасаки, сообщает медиа-портал Caravan.kz.
В 1940 году американский фантаст Роберт ХАЙНЛАЙН написал небольшой рассказ «Никудышное решение». Рассказ в то время остался незамеченным, потому что изобиловал деталями, непонятными для простого обывателя.
По сюжету, правительство США разрабатывает супероружие, на основе урана.
Вот цитата из рассказа:
«В своей лаборатории в Мэриленде мы нащупали путь использования урана-235 для контролируемого взрыва. Мы мечтали о тысячекилограммовой бомбе, которая заменит собой целый воздушный налет и одним-единственным взрывом превратит крупный промышленный центр в руины. Доктор Ридпат из Континентального политехнического утверждал, что он может создать такую бомбу, но пока не в состоянии гарантировать, что она не взорвется сразу же, как только будет заряжена; что же касается силы взрыва... ну... он сам не может заставить себя верить собственным расчетам - уж больно много там приходится писать нулей»
Новой бомбой американские вояки планировали приструнить Гитлера, но что-то пошло не по плану. Разработчикам мешали то протесты либералов, то недостаток финансирования, то неудачные эксперименты, то банальная коррупция. В конце концов одному из генералов пришло гениальное решение: чем мучиться с обогащением урана и вести точнейшие расчёты, лучше начинить радиоактивным веществом сотни простых авиабомб и сбросить их на Берлин.
Бумага всё стерпит
Напомним, что рассказ увидел свет в 1940 году, когда Америка ещё не вступила во Вторую мировую, о лучевой болезни люди знали очень мало, а до бомбардировки Японии оставалось целых 5 лет.
Как видно из названия рассказа, решение вояк было крайне неудачным. По сюжету США в 1945 году всё-таки сбросили несколько сотен бомб на Берлин, но радиоактивная пыль разлетелась по миру, и от неё стали страдать сами американцы. Именно поэтому писатель назвал бомбу «грязной». Ведь из-за грязных делишек вояк стали страдать мирные люди по всему миру
К моменту публикации свойства урана были открыты всего два года назад, так что рассказ был очень прогрессивным для своего времени. Мы все умрем: назван самый вероятный сценарий ядерной войны
В 60-е идею грязной бомбы растиражировали авторы бульварного чтива и комиксов. Кто только не пытался её взорвать на страницах дешёвых книжонок: террористы, коммунисты, ирландцы, неофашисты, суперзлодеи. И всегда в самый последний момент приходил супрегерой, который обезвреживал грязную бомбу за секунду да взрыва и улыбался голливудской улыбкой.
Термин плотно вошёл во все языки мира и о нём благополучно забыли до 11 сентября 2001 года. Тогда несколько газет напугали обывателей байкой, будто исламские террористы сварганили в своих подвалах пару десятков «грязных атомных бомб» и теперь начнут взрывать ими основы демократии.
Ни одного случая подобного действия террористов не подтвердилось, но страх американцев перед таким видом теракта силён до сих пор, на чём сейчас успешно играет Кремль.
«Хиросима» на потолке
Теперь напрашивается вопрос: действительно ли Украина может создать «грязную атомную бомбу»? Ответ очевиден –может, и не одну. Более того, грязную атомную бомбу может создать даже обычная преступная группировка в любом городе мира.
По своей сути «грязная атомная бомба» это взрывчатка, к которой примотано небольшое количество радиоактивного вещества. Причём труднее достать именно взрывчатку, чем опасное вещество.
Датчики дыма продаются без ограничений в любом магазине средств индивидуальной защиты и стоят от 2 000 тенге. Обработанные можно вообще взять на помойке. Их сотни во многих бизнес-центрах, торговых домах и гостиницах.
Так вот в этом датчике содержится крохотная частичка радиоактивного америция-241. Вещество спрятано в защитной колбе и, если датчик не трогать, абсолютно безопасно. Человек может даже спать каждую ночь на ящиках с сотнями датчиков без хоть какого-то вреда здоровью. Но после некоторых манипуляций с прибором, про которые мы по понятным причинам говорить не будем, капсулу с америцием-241 можно сделать смертельным оружием. По подсчётам научного журнала TechInsider, одного датчика террористам хватит, чтобы загрязнить радиацией участок земли площадью 1 квадратный метр на целых 432 года.
Кроме того, есть ещё трубки от рентген-аппарата, радиоактивные маркеры для нужд медицины и геологии, отходы ядерной электростанции, загрязнённая взрывами почва. Кроме америция-241 для радиологического террора пригодны: калифорний-252, цезий-137, кобальт-60, иридий-192, плутоний-238, полоний-210, радий-226 и стронций-90. Все эти вещества в том или ином виде и количестве есть у каждого государства, а то и у крупного города. "Пока российская армия терпит поражение": что происходит на войне в Украине
Гранаты у них не той системы
Как мы видим, сделать «грязную атомную бомбу» проще простого. Берешь бочку радиоактивных отходов, после определённых манипуляций кидаешь туда пару кило тротила- и готово. Но теперь стоит вопрос, что с этой бомбой делать? Везти в недружественное государство такой груз невозможно. Погранпункты оснащены датчиками, способными уловить крохотные следы радиации. Баллистические ракеты на такую начинку не рассчитаны. Даже если кустарную бомбу и удастся запихать внутрь, то нет гарантии, что она не бахнет ещё на старте.
Выдвигалась версия, будто ВСУ изготовила эту адскую смесь для провокации РФ. Якобы спецслужбы Украины должны были взорвать «грязную бомбу» у себя, в маленьком населенном пункте, который «не жалко», потом разбросать вокруг остатки российских ракет и заявить на весь мир, будто нехороший Путин всё-таки использовал ядерное оружие.
Вот только ничего из этого бы не вышло. На месте взрыва атомной бомбы, в том числе и тактической, должны оставаться следы обогащённого урана, кобальта, бария, трития. Эти примеси в кустарных условиях подделать невозможно. Простой тест счётчиком Гейгера тоже сведёт на нет попытку провокации. После реального ядерного взрыва уровень радиации падает очень быстро. Вспомним, что Хиросима и Нагасаки уже через три года после атомной бомбардировки были вполне пригодны для жизни, а в Припяти нельзя долго находиться и почти 40 лет спустя.
Все умрут, а я останусь
Ещё один, возможный в теории, способ использования «грязной атомной бомбы» в Украине - это теракты на территориях, занятых российскими войсками. Казалось бы, нет ничего проще, как подложить адскую смесь под мэрию Мелитополя или Донецка. У правительства, лояльного к России, тут бы началась паника.
В реальности же теракты с применением «грязной бомбы» были обречены на провал.
В ноябре 1995 года, чеченские террористы заложили в Измайловском парке простую мину, к которой была изолентой примотана банка с цезием-137. Это вещество используется для измерения эрозии почвы, и на территории мятежной Чечни достать его не представляло труда. Бомба так и не сработала, потому что закладчик, который вёз её до нужного места, получил такую дозу радиации, что не смог даже запустить таймер отсчёта.
В декабре 1998 года чеченские террористы даже не довезли своё детище до России. Курьерам смерти стало плохо, и они выбросили опасный груз в 10 километрах от Грозного.
В 2006 году британский террорист Дхирен БАРОТ хотел завалить Лондон «грязными бомбами» Причём попался он не на хранении радиоактивных веществ. А на закупке мирных химикатов, вроде селитры и перекиси водорода. Продавцы в супермаркетах посчитали подозрительным, что мужчина каждый день покупает ящиками химикаты, и они сообщили в полицию.
Так что для ведения герильи, то есть партизанской войны в городских условиях, «грязная атомная бомба» тоже не пригодна.
Единственное, с чем она успешно справляется, так это с созданием паники среди обывателей.