"Россия не навалилась всей своей мощью на Украину": что происходит на войне

Мы опросили экспертов и действующих военных, почему воевать лучше и намного эффективнее получается пока у тех, кто защищает свои земли, а не у тех, кто на них нападает? Мнений на сей счет много. Они все, на мой репортерский взгляд, имеют право на существование, так как не пропитаны политикой, пропагандой и агитацией. Исключительно аналитика и факты. Собеседник медиапортала Caravan.kz - полковник запаса Ермек Тусупжанов

- Любая крупномасштабная война - это прежде всего катастрофа. Причем глобальная. Я, как любой здравомыслящий человек, против этой войны. Но для фанатичных прагматиков это еще и полигон для испытания новейших видов вооружений в настоящих(!) боевых условиях, а не просто в ходе учений, - рассуждает Ермек Тусупжанов. - Каждый день и час войны очень внимательно и из множества источников изучают мировые производители оружия и техники, военачальники, военные аналитики, эксперты, командующие родами и видами войск, начальники генеральных штабов и министры обороны. Всем надо понимать, какое оружие наиболее эффективно, и как надо действовать на поле боя, чтобы непременно добиться желанной победы.

- Несмотря на то, что российская армия уже испытала в Сирии свои новейшие разработки вооружения и техники, обкатала тактику ведения современной гибридной войны, на украинском фронте она так и не смогла добиться успеха. Как вы думаете, почему?

- Спецоперация в Украине отличается от сирийской. То вооружение, которое применялось там российской армией, на нынешнем украинском направлении пока не используется. Тактика применяется тоже новая, и она не та, что была при СССР и на постсоветском пространстве. Не советская. Россия не навалилась всей своей мощью на Украину. То есть не все силы и возможности применила. Идет всего лишь вдавливание или продавливание. Частичная мобилизация выявила кучу недостатков. Военкоматы и страна в целом не были готовы к ней вообще. Ни обмундирования, ни помещений для принятия мобилизованных, ни их качественного обучения. Ничего не было. Контингент призывной, сами видели, какой. Кого удалось поймать, тех призвали и в строй сразу поставили. Отправили на войну как пушечное мясо. Нашим госструктурам из всего этого надо правильные уроки извлекать. Недостатков много с обеих противоборствующих сторон. Правильно, что нынешние командиры все это внимательно изучают и делают, надеюсь, соответствующие выводы.

- Ермек, в противостоянии российской агрессии ключевую роль для Украины играют, конечно же, западные военные поставки. Натовское оружие - от противотанковых гранатометов до высокоточных реактивных систем залпового огня - по эффективности применения лучше российского, как вы думаете?

- Накануне крупномасштабного российского вторжения мало кто верил, что ВСУ смогут оказывать организованное сопротивление «второй армии мира» так долго. Тот же Запад в основном делал ставку на оказание помощи украинцам в разворачивании массового партизанского движения после оккупации россиянами значительной части Украины, в том числе ее центральных регионов. Поставка в больших количествах ручных противотанковых комплексов - американских Javelin и шведско-британcких NLAW, а также ПЗРК Stinger - отвечала именно сценариям партизанской войны. На начальном этапе российской спецоперации удары Javelin и NLAW из заcад по российской бронетехнике, двигавшейся на дорогах в плотных колоннах, действительно, наносили чувствительный урон. Однако ключевую роль в битве под Киевом и в остановке наступления россиян на ряде других направлений сыграла артиллерия, применявшаяся массированно и очень точно. Потому поставки в Украину артиллерии натовского калибра 155-мм, а затем и высокоточных РСЗО продолжились.

По словам военных специалистов, это прежде всего американские системы залпового огня M142 HIMARS. Дальнобойные и высокоточные РСЗО, разработанные в конце 90-х, уже поучаствовали в операциях США в Афганистане и Сирии, но война в Украине стала самым серьезным опытом их использования. На украинских фронтах американские РСЗО в полной мере проявили себя именно в той сфере, для которой создавались - в классической войне высокой интенсивности между двумя большими армиями. Россия воюет с Украиной: какие уроки должны извлечь генералы и офицеры казахстанской армии

Что касается новейших разработок, используемых в Украине, то впервые побывали в настоящем бою польская САУ Krab и словацкая САУ Zuzana. И Krab, и Zuzana используют натовский калибр 155-мм. Впервые оказались на войне австралийские бронетранспортеры Bushmaster - 90 этих машин было передано ВСУ правительством Австралии. Они в целом неплохо зарекомендовали себя, хотя многие эксперты опасаются, что в осеннюю распутицу Bushmaster станет сложно эксплуатировать из-за колесного, а не гусеничного шасси. Немецкая зенитная самоходная установка «Гепард» стоит на вооружении бундесвера с 1970-х годов, но на большой войне она оказалась именно сейчас. Эта система хороша тем, что может эффективно вести огонь по низколетящим целям. Начались поставки норвежско-американских зенитно-ракетных комплексов NASAMS. Также Германия передала Украине систему противоракетной обороны IRIS-T SLM. Однако, судя по новым российским ударам по украинской энергосистеме в Киеве, это вооружение не такое эффективное, как хотелось бы украинской армии.

Вообще в начале 90-х годов по мощи противовоздушная оборона Украины уступала лишь России, а по плотности ПВО на единицу территории уверенно занимала первое место в мире. От СССР в конце 1991 года Украине досталось 43 дивизиона ЗЗС С-300ПТ и шесть дивизионов С-300В, 35 дивизионов ЗРС С-200, 23 дивизиона ЗРК «Бук», 29 дивизионов ЗРК С-125, 37 дивизионов ЗРК С-75, 27 дивизионов ЗРК «Круг», четыре дивизиона ЗРК «Куб». По некоторым данным, в ПВО Украины имеются ЗРК «Оса», ПЗРК «Игла», а также установки под названием «Тунгуска» и «Шилка». Но вся техника наземной ПВО Украины аналогично нашей еще советского производства, а значит, сильно устаревшая. Подавление ПВО и утрата превосходства в воздухе может привести к огромным потерям наземных сил. Война в Украине показала слабые места. Прорыв через ПВО Украины авиации и ракет РФ свидетельствует о целом ряде факторов, на которые надо обратить внимание нашим военным. По всей видимости, там не было, как утверждают специалисты, централизованного управления ПВО, дезорганизованность в управлении частями и подразделениями в первые часы специальной операции со стороны РФ. Отсутствие маневренной эшелонированной противовоздушной обороны. Вероятно, была очень слабой и подготовка самих боевых расчетов украинских ПВО.

- В связи с этим, извлекая уроки широкомасштабной войны в Украине, нам необходимо продолжать перевооружение войск ПВО на современные образцы радиолокационного и зенитного ракетного вооружения, - продолжает Ермек Тусупжанов. - Осуществлять модернизацию существующего парка вооружения и техники. Необходима обязательная поддержка ПВО средствами радиоэлектронной борьбы для противоборства с широким спектром средств воздушного нападения, в первую очередь с БПЛА малого класса. Следующая немаловажная деталь – необходимо готовить дежурные и запасные боевые позиции. Насколько я знаю, подразделения объектовой ПВО пока сильно ограничены в маневре в связи с тем, что земли вокруг населенных пунктов в большинстве своем в частной собственности. Получается, что на них не так-то просто попасть в случае чего.

- Когда, на ваш взгляд, эта война наконец-то закончится?

- Сложный вопрос. Надеюсь, что скоро. Хотелось бы в это верить. Но пока могу лишь сказать, что, учитывая приближающиеся холода и отсутствие мостов над рекой, ширина которой в некоторых местах превышает один километр, вероятность того, что украинские военные попытаются форсировать Днепр, минимальна. Думаю, что в ближайшее время ситуация здесь будет напоминать Запорожское направление, где артиллерия работает часто, но к изменениям на карте это не приводит. Освобождение Херсона, конечно же, существенно изменило расстановку сил на российско-украинском фронте. По итогам военной операции как ВСУ, так и ВС РФ получили возможность передислоцировать освободившиеся силы на другие участки фронта. Часть выведенной из Херсона российской группировки сейчас сосредотачивается в районе Мариуполя, откуда в дальнейшем, вероятно, направится на Донецкое направление. Сейчас там уже сконцентрировано около 130 тыс. российских военных. Война далеко не окончена. В минувшую среду о готовности продолжить наступление заявил секретарь Совбеза Украины Алексей Данилов:

«Мы не можем ничего замораживать — мы не холодильная камера. Мы можем освобождать наши территории независимо от погоды, независимо от времени года».

Страны G20 подвергли резкой критике развязанную Россией войну в Украине в совместном заявлении, принятом на саммите «большой двадцатки» на Бали в среду, 16 ноября.

«Большинство членов осудили войну в Украине самым решительным образом и подчеркнули, что она вызывает неизмеримые человеческие страдания и усугубляет существующую уязвимость мировой экономики», - говорится в документе.

В итоговом заявлении «Группы двадцати» вторжение России в Украину открыто названо войной, а не «специальной военной операцией». В тексте отмечается, что эта война ограничивает глобальный экономический рост, стимулирует инфляцию, нарушает цепочки поставок, усугубляет отсутствие энергетической и продовольственной безопасности и повышает риски для финансовой стабильности. Лидеры крупнейших промышленно развитых и развивающихся стран настаивают на необходимости мирного урегулирования конфликтов, усилий по преодолению кризисов, дипломатических шагов и диалога.