Россия намерена увеличить переправку нефти в Китай через Казахстан до 10 млн тонн в 2016 году

«Роснефти» в этом году нужно найти способ поставить в Китай 3,5 млн тонн нефти. Они должны были идти через нефтепровод Сковородино-Мохэ, но сроки его расширения сорвала китайская сторона. «Транснефть» предлагает два варианта — через Казахстан либо через свой терминал Мегет в Иркутской области и далее по железной дороге. Но «Роснефть» это не устраивает. Она рассчитывает экспортировать нефть, как и в 2015 году, по наиболее дешевому маршруту — через порт Козьмино, потеснив другие российские нефтекомпании, сообщает газета «Коммерсантъ».

Исходно весь объем — 5 млн тонн — должен был идти по нефтепроводу Сковородино-Мохэ. Но китайская сторона сорвала сроки расширения трубы до нужного объема, который теперь будет достигнут не ранее 2018 года. «Транснефть» предлагает два варианта решения проблемы с поставками. Так, компания подтвердила «Роснефти» возможность экспорта в Китай 3 млн тонн через наливной пункт в Мегете (Иркутская область) — оттуда нефть может быть доставлена по железной дороге в Китай транзитом через Монголию. Однако это обсуждается не в рамках межправительственного соглашения, так как «Транснефть» настаивает на выполнении условий документа, то есть транспортировку всего объема через Сковородино-Мохэ. Также, по данным компании, во втором полугодии 2016 года «Роснефть» сможет увеличить объем поставок в Китай через Казахстан с текущих 7 млн тонн в год до 10 млн тонн. Это своповая операция: «Роснефть» направляет нефть на Павлодарский НПЗ, а Казахстан взамен поставляет свою нефть в Китай по нефтепроводу Атасу-Алашанькоу. Но, отметили в «Транснефти», пока заявок на это направление она не получала. Третьим и наиболее интересным для «Роснефти» вариантом является перевалка дополнительных объемов через порт Козьмино. именно он является главной целью для компании на 2016 год, а предложенные «Транснефтью» схемы фактически не рассматриваются.