Стоит отметить, что этот выезд руководителя Туркменистана в Россию является второй зарубежной "вылазкой".
Первую Бердымухаммедов совершил в Саудовскую Аравию, приурочив официальную часть визита к посещению двух главных святынь ислама - священного камня Каабы и Медины, где похоронен пророк Мухаммед. Вместе с тем Россия стала первой страной из числа СНГ, куда лично прибыл президент Туркменистана.
В ходе встречи на высшем уровне президент России и новый руководитель Туркменистана обсуждали вопросы российско-туркменистанского сотрудничества.
Единственным формальным итогом переговоров стало российско-туркменское коммюнике. Оно подтвердило, что "приоритетным для обеих стран является взаимодействие в топливно-энергетической сфере".
В принципе, ничего другого от встречи лидеров России и Туркменистана никто и не ожидал. Вместе с тем в связях между двумя странами наметились новые горизонты сотрудничества, которые привлекли внимание не только российских и туркменских бизнес-структур и финансово-промышленных групп, но и стран Европы и США.
При этом интересы, как стран-участников переговорного процесса, так и стран-наблюдателей во многом сходятся.
Интересы России так же, как и Туркменистана, сосредотачиваются на установлении долговременного сотрудничества в газовой сфере. Так, Москва заинтересована в том, чтобы Ашхабад в полном объеме выполнил положения долгосрочного договора на период 2003-2028 годы о поставках газа.
Вместе с тем в интересы Кремля входит вопрос обсуждения увеличения поставок туркменского газа с 50 млрд. куб., что наблюдается в настоящее время, до запланированных 70-80 млрд.
При этом Россия намерена приложить все силы для "привязывания" к себе Туркменистана, чтобы стать монополистом в области транспортировки туркменского газа.
В этой связи Москва негативно относится к интересу, который проявляет Ашхабад в отношении альтернативного России проекта "Набукко". Вряд ли Кремль сможет смириться с тем, что альтернатива российскому "Голубому проекту" может стать более привлекательной для Ашхабада.
Принимая во внимание лидирующую роль США в проекте "Набукко", можно уже сейчас говорить о начале противостояния Москвы и Вашингтона в процессе привлечения на свою сторону Туркменистана и, соответственно, его газовых запасов.
Кроме того, помимо традиционных сфер взаимодействия между у двух стран появились новые направления сотрудничества.
Так, свое продолжение получила инициатива развития культурного и гуманитарного сотрудничества, тем более, что новый президент взял четкий курс на реформу в области образования.
А это значит, что в российских вузах снова начнут обучаться студенты из Туркменистана, в соответствии с межгосударственным соглашением. В то же время в Туркменистане в ближайшее время могут быть открыты филиалы таких известных миру московских вузов, как МГУ и институт нефти и газа имени Губкина.
Принимая во внимание проживание в Туркменистане свыше 165 тысяч русских, Москва может инициировать создание совместных вузов и предприятий для поддержки русской диаспоры.
Сейчас рассматривается вопрос о строительстве Российско-Туркменского Славянского университета, который будет напрямую взаимодействовать с такими российскими вузами, как МГИМО, МГТУ им. Баумана.
Ко всему прочему уже начат переговорный процесс об отмене визового режима для граждан России и Туркменистана.
Тем самым Москва пытается одновременно по нескольким направлениям форсировать события с целью большего вовлечения Ашхабада в орбиту своего влияния.
Интересы США по многим параметрам схожи с интересами России. Они, первую очередь, включают в себя распространение американского влияния на Турмкенистан и постепенное выдавливание из республики России.
В дополнение к этому можно привести в пример визит заместителя американского госсекретаря Ричард Баучера, курирующего Южную и Центральную Азию, в январе нынешнего года. В своем выступлении он заявил: "Мы хотим видеть Туркменистан способным развивать свои нефтяные и газовые ресурсы, устанавливать рыночные цены на свою продукцию".
В данном случае становится очевидным в каком качестве Вашингтон хочет видеть Ашхабад в своей геополитической игре.
Принимая во внимание уже известный проект "Набукко", США и дальше будут предлагать выгодные предложения руководству Туркменистана. И вряд ли США ограничатся предлагаемой помощью в развитии топливно-энергетического сектора Туркменистана.
Становится очевидным, что следующие инициативы Вашингтона будут направлены на развитие двухсторонних отношений в области развития демократических институтов, образования, здравоохранения.
Тем самым США попытаются приблизить Туркменистан к своим "демократическим ценностям" с целью расширения влияния на руководство республики и в противном случае реализации уже зарекомендовавшего себя сценария "цветных революций". Позиция Туркменистана в данном случае пока остается неизменной.
В настоящее время Ашхабад пытается придерживаться курса покойного Туркменбаши в отстаивании нейтралитета страны. Пока это новому президенту страны удается.
Вместе с тем понятно, что Туркменистан начинает новый этап своего развития, в котором будет положено начало политическим, экономическим социальным и др. преобразованиям. А визит первого лица республики уже дал повод утверждать, что российское направление во внешней политике Туркменистана будет основным.
Однако изменившаяся внутриполитическая ситуация в стране, равно как и изменившаяся геополитическая ситуация в регионе не дают полной уверенности в том, что все уже решено.
Учитывая активность, с какой вступили в игру США можно утверждать, что основная "схватка" еще впереди.
Сможет ли Туркменистан выдержать натиск России, США, а с ними и Евросоюза, и отстоять свою нейтральную позицию ко всем странам - покажет время.
Фото с сайта http://www.rian.ru/