Почему стала актуальной проблема получения гражданства, и почему именно сейчас как никогда ранее стал повсеместно обсуждаться вопрос о предоставлении возможности определенному кругу лиц стать гражданами Российской Федерации? На этот вопрос трудно ответить, не вспомнив его предысторию.
Итак, Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" фактически вступил в силу 1 июля 2002 года. Чем отличался этот закон от Закона 1991года? Основное его отличие заключалось в том, что он содержал более строгие по сравнению с Законом 1991 года правила приема в гражданство почти для всех категорий соискателей.
Такие нюансы не могли не вызвать многочисленных диспутов. При этом Закон, призванный законодательно регламентировать миграционные потоки, вместо усовершенствования породил массу трудностей у желающих стать гражданами России, что родило обоснованные возмущения у правозащитных организаций Российской Федерации.
Взять, к примеру, одно из условий получения гражданства: соискатель может получить гражданство, лишь проживая в России на основании вида на жительство в течение пяти лет. При этом следует заметить, что получению последнего должно предшествовать разрешение на временное проживание.
Кроме изменения общего порядка приема в гражданство, сократилось и количество категорий, для которых полагался бы упрощенный порядок. Не предусмотрел новый Закон (2002 года) и такой способ получения гражданства, как регистрация (автоматическое признание).
Вследствие накопившихся противоречий и усложнения механизма получения гражданства Закон "О гражданстве" 2002 года стал источником новых проблем. При этом самой масштабной из них сделался вопрос натурализации граждан бывшего СССР, которые составляют большинство претендентов на российское гражданство. Многие из них, переехавшие на постоянное место жительство в Россию из государств бывшего Союза, вообще не принимали иного гражданства.
Не нужно забывать и то, что значительное число таких граждан в настоящее время не имеет и вида на жительство, поскольку ранее действовавшим законодательством на них распространялся режим пребывания и проживания, установленный для российских граждан.
Такие лица, зарегистрированные по месту жительства в России, считали себя ее гражданами и пользовались всеми социальными и экономическими правами, присущими этому статусу.
Но самое интересное заключается в том, что даже при таких законодательных актах, способных отбить всякое желание у соискателей на российское гражданство, люди продолжали его получать.
Так, например за последние семь лет российское гражданство и паспорт получили: в Азербайджане - почти 160 тысяч человек, в Армении - 114,5 тысячи, в Грузии - 179 тысяч, в Казахстане - 916 тысяч, в Киргизии - 131 тысяча, на Украине - 543 тысячи. Тенденции к резкому сокращению числа желающих получить российское гражданство не наблюдается.
Что же касается нововведений, то следует отметить, что новые поправки в Закон от 2002 года предполагают решение вышеупомянутых проблем.
Так, например, значительно будет расширена статья 14 Закона "О гражданстве", которая посвящена приему в гражданство в упрощенном порядке. И один из ее новых пунктов предусматривает собой льготный порядок для бывших граждан СССР, зарегистрированных по месту жительства в России по состоянию на 1 июля 2002 года, либо если эти граждане уже получили разрешение на временное проживание в Российской Федерации.
Не стоит упускать из внимания, что подобную категорию в России, по разным оценкам, составляют от одного до трех миллионов человек. Эта категория, как планируется, будет приниматься в гражданство без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 Закона "О гражданстве". Другими словами, претендентам на российское гражданство входящим в эту категорию не нужно будет сдавать экзамен по русскому языку, доказывать легальность источников доходов, получать вид на жительство и ждать пять лет.
Еще более упрощенная процедура приобретения гражданства предусмотрена для ветеранов Великой Отечественной войны, в том числе для ветеранов трудового фронта. Для них вообще будут отменены все условия, кроме одного, установленного пунктом "б" - соблюдение Конституции РФ.
Нужно также учитывать тот факт, что в настоящее время Россия входит в шестерку мировых лидеров по одному-единственному показателю: числу людей, желающих получить это гражданство.
Интересная ситуация складывается и с мигрантами из ближнего зарубежья. По разным оценкам, сейчас на территории России проживает от 7 до 15 миллионов мигрантов. Из них не менее 2-3 млн. человек хотели бы получить гражданство Российской Федерации, но сталкиваются при этом с совершенно необоснованными трудностями.
Это касается и Казахстана, так как здесь наблюдается интерес к странам ближнего зарубежья в выборе очередного места жительства. Так, согласно данным Комитета по статистике и анализу Агентства по стратегическому планированию и реформам республики основные миграционные потоки, как и раньше, формировались со странами ближнего зарубежья.
Около 80% эмигрантов выехали в страны ближнего зарубежья, в том числе в Россию - 72,4 %, Узбекистан и Украину - по 2%, Беларусь - 1,8 %. В Германию выехали 18,4 % от общего количества эмигрантов, Израиль - 0, 6 %, США - 0,3 %. Как видно из данных, интерес остается стабильным на протяжении уже нескольких лет. Но многие из мигрантов сталкиваются с различными препонами, возникающими в процессе получения гражданства в той или иной стране. При этом, что удивительно, попытки получить гражданство не угасают, а принимают все более разнообразные формы.
Нужно отметить, что в России в настоящее время наблюдается резкое ухудшение демографической ситуации за последние пять лет, старение населения, эмиграционные потоки в большинстве своем высококвалифицированных специалистов в страны дальнего зарубежья. Принимая во внимание особое геополитическое положение Российской Федерации и наличие большой площади незаселенных, неосвоенных земель, правительство РФ просто вынуждено будет вести активную целенаправленную демографическую политику, направленную на увеличение численности населения.
И это уже становится заметным по поправкам, в которых предусмотрен вопрос о студентах-гражданах других государств, которые смогут получить гражданство после окончания учебы без истечения предусмотренного действующим законодательством сроков.
Вполне вероятно, что своими действиями Москва пытается взять реванш за упущенное время и нереализованные возможности в привлечении на свою территорию специалистов различных профессий и что немаловажно, молодежь, которая в настоящее время проходит обучение в вузах России.
Подобная политика России, безусловно, окажет значительное влияние на страны ближнего зарубежья, и это во многом усложнит и без того напряженную демографическую ситуацию в соседних странах, включая и Казахстан, в котором в настоящее время проживает пока еще значительная часть славянского населения.