12 августа в Актау прошел очередной саммит глав прикаспийских государств. Особо примечательно это событие тем, что президенты Казахстана, России, Азербайджана, Ирана и Туркменистана подписали конвенцию о правовом статусе Каспийского моря, которая разрабатывалась более 20 лет.
Теперь за каждой страной закреплены свои территориальные воды (зоны шириной 15 миль), а остальная территория Каспия поделена на сектора, где странам придется договариваться о разработке месторождений и добыче рыбы в двустороннем порядке. Также оговорены вопросы безопасности, в частности, запрет на военное присутствие третьих стран.
Помимо этого, Президент Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ провел ряд двусторонних встреч с каждым из посетивших нашу страну президентов.
В связи с этим корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с политологом, специализирующимся на вопросах Центральной Азии и Ближнего Востока, Исламом КУРАЕВЫМ, дабы подвести итоги саммита.
- Конвенция о правовом статусе Каспийского моря подписана, многие считают это событие историческим. Что изменилось на самом деле?
- Самое главное в этом всем то, что теперь на Каспии каждое из государств имеет свои четкие границы, также был определен его правовой статус. По своей сути получилось историческое событие, так как в этот раз стороны пошли на компромиссы и все же сумели договориться.
- Многие эксперты считают, что деление на сектора станет яблоком раздора, так как их правовой статус до конца не определен, и решение этого вопроса отложено на неопределенный срок. Почему страны так и не смогли прийти к взаимопониманию в этом вопросе и к каким проблемам это может привести?
- На самом деле тут имеется особенный момент, что территорию поделили на три первоначальные зоны, которые принадлежат каждой из стран. В данном случае Казахстан и Азербайджан получили крупнейшие месторождения на своих территориях. Все остальное не будет решаться коллективно, в первую очередь такие вопросы должны решаться двусторонними и трехсторонними соглашениями, где возникают вопросы. К счастью, у Казахстана со своими соседями по Каспию не осталось спорных вопросов по границам. Яблоко раздора будет между Азербайджаном, Ираном и Туркменистаном. Тут имеются вопросы, так как изначально Тегеран претендовал на 20 процентов Каспия, сегодня же он пошел на уступки, дабы получить привилегии в плане безопасности, но нерешенные вопросы будут заставлять нервничать всех.
- Согласно конвенции, Ирану досталась самая малая часть Каспийского моря (около 12,5 процента). В течение 20 лет Иран не шел на уступки и рассчитывал на долю как минимум в 20 процентов. Почему сейчас правительство Ирана пошло на компромисс? Связано ли это с обострившимися отношениями с США?
- Все верно, как раз таки Иран и Россия остерегаются военного присутствия контингента НАТО, в частности, США. Поэтому две стороны пошли на значительные уступки в нефтегазовом секторе, но отстаивали вопросы безопасности. Прежде всего, они получили решение вопроса, что Каспий сохранил за собой нейтральный статус в юридическом плане. Также главный пункт - это недопущение присутствия военных третьих стран, за исключением "каспийской пятерки". В свою очередь "каспийская пятерка" имеет право свободного прохождения военных судов, также воздушное пространство имеет полную свободу, вот именно тут выиграли Иран и Россия, которые имеют военное присутствие на Каспии.
- Перед саммитом Нурсултан НАЗАРБАЕВ встретился с президентом Ирана Хасаном РУХАНИ, где были обсуждены отношения Ирана и Казахстана. Президентами были отмечены рост торговли и сближение двух стран. Могут ли США негативно воспринять подобную встречу и может ли это как-то отразиться на Казахстане?
- США в данном случае не особо важно, что мы делаем. В Белом доме знают, какую политику мы проводим, поэтому они пытаются использовать другие рычаги давления на нас, нежели угрозы. Всё, как правило, проходит за кулисами. Давить на нас санкциями или еще чем-то крайне смешно, так как мы фактически под ними, нам ничего не страшно в этом плане. Думаю, США это наше действие всерьез и не воспримут.
- В преддверии саммита казахстанская сторона неоднократно заявляла, что никаких американских баз на Каспии нет. На самом саммите о запрете на строительство военных баз третьих стран высказался и президент Ирана Хасан РУХАНИ. Стоит ли считать, что после подписания конвенции тема американских баз в Казахстане будет закрыта? Или же зарубежные СМИ так и будут её педалировать?
- Говоря откровенно, если бы не тема размещения военного контингента США на Каспии, то данная конвенция не была бы подписана, этот фактор заставил зашевелиться всех. Относительно военных баз... По сути, такие разговоры были, однако это все было больше утрированно. В данном случае шла речь о транзитной зоне через Казахстан, которая была утверждена еще в 2010 году. Проявляет ли Россия недоверие к Казахстану, открывая новую военную базу на Каспии, рассказал кандидат в мэры Москвы
Наверное, в данном случае будут прописываться дополнительные пункты с США о том, какие грузы будут проходить, численность военных и многое другое, то есть будет учтено все до мелочей, чтобы не вызвать угрозу национальной безопасности для Ирана и России. Но пока же эта тема будет мусолиться. Можно сказать, не факт, что американцы в ближайшее время будут использовать нашу территорию в своих целях.
- Также президент Ирана отметил, что запрещается не только военное присутствие третьих стран, но также и провоз военных грузов. До сих пор неизвестно, какого характера грузы проходят через наши порты по казахстанско-американскому соглашению. Будет ли раскрыто назначение американских грузов после подписания конвенции?
- Данный вопрос остается открытым, и, думаю, его еще не раз затронут. Конечно, в интересах Казахстана не портить отношения не только с соседями, но и с США, поэтому будем искать дополнительные дипломатические пути для решения сложившейся ситуации. Но, как правило, все грузы абсолютно засекречены в силу своей военной тайны. Предполагается, что это осложнит в целом ситуацию.
- Что конкретно может перевозить Америка в Афганистан через казахстанские порты?
- Все что угодно, начиная от оружия и заканчивая обычным продовольствием, никто не знает, что там было, есть и будет, для военных нужд, как правило, нужно много чего. Это стоит взять во внимание, а значит, не зря Иран напрягается по этому поводу.
- Какова вероятность того, что после подписания конвенции казахстанско-американское соглашение будет пересмотрено?
- Теперь можно с уверенностью сказать, что соглашение с американцами будет пересмотрено, так как остались вопросы, и мы просто не можем противоречить самим себе. В данном случае от лица Москвы и Тегерана выступает Иран, так как Россия не хочет оказаться в гуще событий, поэтому есть через кого лоббировать свои интересы.