Казалось бы, какое отношение российское “ноу-хау” имеет к Казахстану? У нас же свои собственные законы!
Сесть можно, но было бы за что…
Это, конечно, бесспорно. Однако, согласитесь, ведь уже не раз было такое, что изменения (и не только в юридической сфере), принятые в Казахстане, позже принимали и в России. И наоборот.
Долго искать примеры не надо, достаточно вспомнить пенсионную реформу, которая весьма понравилась нашему северному соседу, а также внедрение ЦОНов.
Так что, скажем прямо, опасения местной братвы вовсе не беспочвенны. Мы вслед за Россией вполне можем принять похожий законопроект. Предположу, многие запальчиво возразят, мол, всё правильно Владимир Владимирович сделал! Как говорил знаменитый киногерой Глеб Жеглов: “Вор должен сидеть в тюрьме!”. Согласен, должен. Но только в том случае, если его вина будет доказана. А тут… Чем прославился криминальный авторитет Рафик Чимкентский, задержанный в России
Впрочем, предлагаю вам, уважаемые читатели, выводы делать самим. Цитирую российский источник: “Официальный интернет-портал правовой информации сообщает, что для воров в законе в Уголовном кодексе создали новую статью – “занятие высшего положения в преступной иерархии”. Речь в документе идет о лидерах организованных преступных групп, планирующих преступления, распределяющих сферы влияния и доходы криминальных организаций.
Лицам, “занимающим высшее положение в преступной иерархии”, предусматривается наказание в виде лишения свободы сроком от 8 до 15 лет со штрафом до 5 миллионов рублей.
Условное осуждение при этом исключается. Участникам группировок грозит от 12 до 20 лет тюрьмы. После того как 27 марта 2019 года Совет Федерации РФ одобрил документ, криминальные авторитеты в массовом порядке начали покидать Россию”.
Главное, чтобы не стали назначать виноватыми
Информация обо всем этом вызвала кучу вопросов. Куда направятся теперь эти авторитетно-криминальные российские беженцы? И не приедет ли кто-то из них к нам в гости?
И, позвольте, что это за должность такая – вор в законе, криминальный авторитет или лидер ОПГ? Неужели у них и удостоверения соответствующие имеются? По каким признакам отличать их от обычных законопослушных граждан? По татуировкам, что ли?
И, получается, российским следователям теперь уже совсем не требуется утруждать себя поиском доказательств вины подозреваемых? Ведь достаточно всего лишь объявить того или иного человека криминальным авторитетом, чтобы со спокойной совестью отправить его за решетку?
Удивительно, но даже многие российские юристы, известные своим фрондерством, на сей раз принялись наперебой восхвалять новоиспеченный законопроект. При этом выдвигая на первый план основной аргумент: мол, вора в законе и криминального авторитета посадить очень тяжело, так как сами они ничего противозаконного не совершают. Но, позвольте, уважаемые господа, по-моему, обязанность следствия именно в том и состоит, чтобы найти убедительные доказательства вины подозреваемого гражданина. И только после этого направлять дело в суд. А все вышеозначенные пространные заявления вроде – они только руководят, а сами ничего не делают! – не более, чем досадные заблуждения или отговорки. Подобный подход вполне может обернуться сведением счетов с неугодными индивидами. Как? Да очень просто!
Не понравился, допустим, кому-то из высокопоставленных российских чиновников какой-то гражданин (например, предприниматель не захотел прибылью делиться или журналист что-либо нелицеприятное про городского голову написал), и тут же возникает идея: а не объявить ли его, голубчика, криминальным авторитетом? И на нары, на нары!
Ничего не напоминает? Беда в том, что из-за подобного подхода в колониях может оказаться немало невиновных граждан. Как в период печально известных репрессий, когда без всяких доказательств фабриковали расстрельные списки: “Ты – японский шпион, а еще английский и германский!”. Сейчас, конечно же, до такого, думаем, не дойдет но и “пятнашку”, а тем паче 20 годков ни за что отсиживать тоже никому, наверное, не захочется?
Кстати, если судить о криминогенной ситуации в РФ по новостям их ТВ, создается впечатление, что большинство проблем обществу доставляют отнюдь не воры в законе, а отдельные нечистые на руку губернаторы и мэры. Ведь и месяца не проходит, чтобы там не прогремел очередной коррупционный скандал и на кого-то из губернаторов или чиновников высокого ранга не надели бы наручники. Причем материальный ущерб от деятельности задержанных представителей власти выражается в поистине астрономических цифирях. Куда уж тут каким-то авторитетам.
Кстати, россияне придумали свой “новый” закон не сами, а позаимствовали его у Грузии. Там еще в 2004 году полиции разрешили сажать людей на срок от 5 до 8 лет за одно лишь признание.
Которое, как говорил всесоюзный прокурор Вышинский – царица доказательств. Развернули целую кампанию, подозреваемых задерживали целыми десятками, приводили в полицию и на камеру спрашивали: “Ты вор в законе?”. Если человек отвечал утвердительно, его сажали. Где тут, спрашивается, презумпция невиновности? О сборе доказательств вины подозреваемых я уж и не говорю.
В итоге большинство авторитетов и “законников” покинуло солнечную родину и обосновалось в РФ, а некоторые подались в старушку Европу.
В Казахстане авторитетов по пальцам сосчитать можно
По данным из открытых источников, в РФ около 400 воров в законе. А как дела обстоят у нас? Жесткая дисциплина и четкая иерархия позволили «Четырем братьям» так долго воровать нефть
В настоящее время в Казахстане находятся всего два вора в законе – Леха Маймыш (он же Титаник) и Серик Голова.
Недавно коронованный Самара покинул историческую родину и, по слухам, уехал в ОАЭ. Туда же подался и кыргызский вор в законе Камчи. В результате ряда прекрасно спланированных и проведенных КНБ и МВД РК спецопераций существенно поредели ряды и отечественных криминальных авторитетов, главарей ОПГ. Вместе с 26 своими подельниками осужден один из основателей крупнейшей группировки “Четыре брата” Еркин Избасар. Так же, как и лидер другой ОПГ со странным названием “Депутатский корпус” Мурка, он же Муратхан Токмади. Оказались за решеткой и руководители двух других ОПГ – Адилжан Зайнаудин, известный, как Адыл Кытай, и Руслан Рамазан по прозвищу Шпек.
Глава “Рыбачинских” Баха Учаральский – Бакыт Каримов, в августе 2015 года трагически погиб в ДТП.
Еще один влиятельный криминальный авторитет Рафик Чимкентский – Рафик Бикбаев, до сих пор находится в местах лишения свободы.
Так что, по моему скромному мнению, следовать примеру РФ и принимать этот странный закон нам пока что незачем.
Алматы
gubaydulin@caravan.kz