Рок-певица АСЕМ успевает записывать новые треки, следить за новинками мировой литературы и даже посещать творческие вечера современных казахстанских писателей. В последние месяцы Асем увлеклась мемуарной литературой.
– Часто друзья просят посоветовать им хорошие книги, но, я считаю, вкусы у людей разные, и каждый сам знает, что ему по душе, – говорит певица. – Мне нравятся автобиографии и мемуары. Хотя бы потому, что в них пишут о реально происшедших вещах.
– Чья автобиография или какой роман вас поразили больше всего в последнее время?
– Очень понравилась автобиография режиссера Андрея Кончаловского. Если брать романы, то большое впечатление произвела книга австралийского писателя Грегори Робертса “Шантарам”.
– Каких казахстанских авторов читаете?
– Читаю и нашу классику, и современных писателей. Из последнего я влюбилась в поэму Мухтара Шаханова “Эхо”. Нравятся стихи Карины Сарсеновой. Даже два раза присутствовала на творческих вечерах поэтессы, ее произведения меня тронули.
– Можете назвать двух самых любимых классиков?
– Считаю, классическую литературу нужно читать обязательно. Мои любимые классики – Федор Достоевский и Мухтар Ауэзов!
Певец Максим ЛЕСНИКОВ пару лет назад рассказывал “Каравану” о своем увлечении эзотерикой. Все это время Лесников продолжал записывать песни и выпускать клипы, а о том, изменил ли своим пристрастиям и увлекся ли чем-то еще, он поделился с читателями.
– Эзотерикой я увлекаюсь до сих пор, – рассказывает Максим. – У артистов достаточно плотный и напряженный график, очень часто возникают ситуации, когда начинаешь нервничать, впадать в депрессию. А это вредит здоровью. Поэтому надо защищать свои нервы. В этом мне всегда помогали эзотерика и трансерфинг, о котором я узнал совсем недавно.
– Что же это такое?
– Это методика, автором которой является Вадим Зеланд. Это наука, как правильно руководить своим подсознанием, своими мыслями, направлять и транспонировать их в нужное русло.
– Психологические увлечения помогли?
– Я стал мыслить позитивно. Мы часто не можем избавиться от каких-то негативных мыслей, нас что-то постоянно раздражает. А мои увлечения помогли ко многим вещам относиться спокойней.
Радиоведущая и диджей Алена ЛОБАСТОВА хоть и не любила следовать школьной программе, нашла свою романтику в отношениях с книгами.
– Ты девушка читающая?
– Читающая. В последние годы читаю философско-духовные трактаты (улыбается). Интернет сократил количество натуральных, “запашистых” книг, хотя мне именно эта форма ближе.
– Последняя прочитанная книга?..
– “Путешествие домой” Радханатха Свами. Это автобиографическая книга о том, как молодой американец, хиппарь, оставил все: семью, институт – и отправился незнамо куда, потому что пытался найти себя. Путешествовал автостопом, что-то искал, был в самых критических условиях. В одном месте его чуть не убили, в другом задержали. Пути его привели в Индию, и все последующие годы он жил там и находил ответы. Он не хотел писать эту книгу. Но когда умирал его духовный учитель или друг, он попросил описать свой удивительный путь.
– Любила ли ты читать?
– У меня это периодами. Когда в школе читали какие-то произведения по программе, я этого не любила. Была больше “движняковым” ребенком: дворы, теннис, баскетбол. Потом наступил другой период, когда я устраивала у себя в комнате шалаш из покрывал. Там были светильники, магнитофон “Романтик” и книжки!
– Что ты читала тогда?
– Одной из любимых была... Такая рваная книжка… “Творчество” Эмиля Золя.
– Как относилась к тому, что в школе надо было читать “Преступление и наказание”, “Войну и мир”?
– Мне кажется, рановато. Сложно сказать объективно, хорошо это или нет. Но направлять, конечно, школа должна. Нельзя говорить: “Не читайте!”. Если не в этом году, а, может, через пару лет человек эти книги прочитает, то будет здорово.
Александр ЦОЙ уже давно не ассоциируется с Гулей с “Алмагуля”, потому что сейчас певец стал цифровым Козьмой Прутковым, его высказывания в “Твиттере” публикуют даже на страницах газет. А ведь в Сеть музыкант попал, чтобы рассказать о своей книге.
– У нас соцсети переполнены копипастом, от которого уже тошнит, – убежден Александр. – Люди ставят фразы Ларошфуко или Конфуция и считают, что это круто. У нас соцсети напоминают просто “Сборники умных мыслей”.
– И что, теперь книга перестала быть приоритетной?
– Нет, книга – это главное. Невозможно написать достойную вещь, не отдаваясь ей полностью! Это еще предстоит, книга еще не готова. В ней, скорее всего, будет глава по мотивам “Твиттера”.
– В целом что это за книга?
– В 2005-м я выпустил “Записные книжки, или Обрывки брошенного романа”. И мне кажется, что “Твиттер” для популяризации вещи очень подошел, потому что у меня много там афоризмов, коротких фраз. Сейчас я написал продолжение. Это такая литература малой формы, то есть формат записных книжек. Очень рассчитываю, что книга выйдет в этом году. В ней – мои впечатления, рассказы друзей, то есть абсолютный микс в стиле Довлатова, Ерофеева, Камю, Мариенгофа. Мне очень нравится такой стиль, и он мне подходит.
– Что вас подтолкнуло писать?
– Как говорил Ричард Бах: “Не я пишу книгу, а книга пишет меня”. Я всегда писал, еще с 90-х годов, особенно когда жил в Москве. Писал свои впечатления, заметки, мысли, смешные истории. Просто не мог не писать. Материал набрался на целую книгу. И все так сложилось: и спонсор нашелся, и издательство. Я продал весь тираж! Надеюсь, вторая книга тоже будет популярной.