Роль личности в истории: феномен Назарбаева

Он должен иметь ясное видение и способность его реализовать, невзирая на все трудности.

Второе качество – умение сопереживать. Лидер должен всей душой, не «философски», а совершенно предметно любить свой народ, симпатизировать и сочувствовать простым людям, знать их нужды и чаяния.

И третье важнейшее качество лидера – умение достигать поставленных целей.

Способность взять на себя ответственность, иметь чёткий взгляд на развитие страны и уметь его отстоять – эти черты исторических личностей особенно необходимы обществу и народу в критические, трудные, поворотные моменты истории.

И сегодня уже можно уверенно сказать, что именно эти качества нашего лидера позволили Казахстану в сложнейший период постсоветского транзита уйти от тех колоссальных проблем, с которыми столкнулись многие наши соседи.

А на их долю, к сожалению, выпали тяжкие испытания: от катастрофических гражданских войн, безвластия и беззакония до абсолютно гротескных форм культа личности с формированием ярко выраженных тоталитарно-диктаторских режимов. И ведь эти исторические драмы происходили буквально рядом с нами, они разворачивались на наших глазах. Где-то страшные междоусобные войны и массовый геноцид, где-то – межэтническая и межрелигиозная вражда и ненависть, где-то золотые статуи «великого правителя», переименование месяцев года в честь его родственников и заучивание наизусть его цитат... Всё это довелось испытать жителям разных республик некогда единой страны.

И чем больше лет проходит с момента развала той большой страны, тем нагляднее сравнение нашего казахстанского пути с другими моделями развития некоторых соседей – сравнение, которое более чем убедительно раскрывает реальное значение личности в истории. Тем ярче и нагляднее можно судить об историческом феномене Назарбаева.

Действительно, люди в прошлом единой большой страны, жившие в целом одинаково, вскоре оказались совершенно в разных измерениях, в разных системах координат. И эти различия определялись политикой лидеров новых молодых государств. Увы, далеко не всем из них хватило стратегического мышления и политической мудрости. Миллионы людей на просторах бывшего СССР столкнулись со страшными лишениями, войнами, голодом или издержками диктатуры в худших её формах. Казахстан же прошёл между Сциллой и Харибдой, причём не двумя, а между многими. Казахстан избежал множества фатальных и катастрофических ошибок в транзитный период, а затем продемонстрировал миру абсолютно эффективную, прагматичную, подчинённую чёткой логике модель развития единой нации и формирования современной конкурентоспособной экономики. Это модель, которую сейчас активно изучают в мире, и которую называют «назарбаевской».

Ведь народы помнят и чтут далеко не всяких лидеров. Нельзя добиться признания лицемерием или давлением – хотя такие правители часто тоже входят в историю, но их поминают совсем другими словами. Потомки, как показывает история, воздают должное тем лидерам, которые запускают созидательный процесс, строят мощное государство в интересах людей и делают это искренне. Тем, которые не боятся брать на себя ответственность перед народом в сложнейшие моменты истории и которые эту ответственность держат.

Сегодня историки и эксперты-политологи многих стран именно в таком контексте говорят о «феномене Назарбаева», отмечая, что он, не страшась, взял на себя колоссальную ответственность перед ныне живущим народом Казахстана и будущими поколениями. Принимая критически важные, часто непопулярные, но необходимые решения, определяющие весь дальнейший путь развития страны, он чётко видел их стратегический смысл и долговременный эффект, хотя на тот момент это было неочевидным для многих. И если он давал обещания, то всегда выполнял их, потому что никогда не обещал несбыточного, не страдал маниловщиной и популизмом.

Сам Нурсултан Назарбаев в своей книге «Казахстанский путь» очень ярко и просто описал те проблемы, с которыми новые государства – «осколки империи» – столкнулись после распада Советского Союза. Он отметил уникальную сложность задач, которые на тот период стояли перед всеми этими государствами. Каждый лидер, как уже отмечалось, тогда выбирал свой путь. Одни пошли по пути максимальной политической либерализации, что вело к междоусобицам, опасному ослаблению центральной власти, а где-то и к прямой охлократии. Другие, напротив, выбрали путь консервации старой системы жёсткими административными методами, фактически остановив экономику своих государств в развитии. Третьи вовсе решили абсолютизировать собственную личную власть в духе лучших сталинских или северокорейских традиций, превратив себя в этаких местных «божков».

Свой выбор существовал и у Казахстана. Из сложнейшей ситуации переходного периода необходимо было найти прагматичный, глубоко продуманный выход, причем сделать это следовало в кратчайшие сроки. История не отводила времени на длительные исследования и размышления. Всё будущее развитие в тот момент зависело от правильности принимаемых решений. И, безусловно, именно благодаря политической и экономической мудрости Назарбаева Казахстан тогда выбрал курс, определивший огромное историческое преимущество казахстанского пути на перспективу. Это был знаменитый назарбаевский принцип «сначала экономика – потом политика», а также принцип, что общественная и политическая стабильность для нас превыше всего. На этих идеях лидер смог консолидировать народ Казахстана, создать возможности для стабильного поступательного развития современной рыночной экономики. Это во многом предопределило дальнейшие успехи республики и формирование единой, консолидированной гражданской нации. Которая в любом государстве, по большому счёту, – основа всего.

Народы всегда воздают должное тем лидерам, которые осуществляют созидательный процесс, а не разрушают основы жизни страны. Казахстанский Президент является именно таким лидером-созидателем. Стоит сказать, что таких лидеров в истории последнего столетия не так много. Их вообще можно пересчитать по пальцам. Теодор Рузвельт и Шарль де Голль, Джавахарлал Неру и Мустафа Кемаль Ататюрк, Дэн Сяопин и Ли Куан Ю, Махатхир Мохаммад и Беназир Бхутто... И Нурсултана Назарбаева также вполне обоснованно можно отнести к этой плеяде лидеров-реформаторов, создателей современных государств с собственными моделями развития.