Рок на домбре

Основатель группы – Нуржан ТОЙШИ. Он же – создатель электродомбры. “Каравану” Нуржан рассказал, для чего он открыл новый инструмент  и как на это явление отреагировало общество.

– Как родилась идея создать электродомбру?

– Идея появилась много лет назад, в конце 80-х. У группы Metallica в их первом альбоме 1983 года есть песня Motor breath, которая начинается с такого боя, как будто на домбре играют. Тогда я подумал, что если сделать электродомбру, то мы бы обогнали все эти металлические группы. При этом многие музыкальные композиции схожи с рифмами и аккордами, которые используются в кюях. В 2009 году решил эту идею реализовать. Мы сделали первые экземпляры в Казахстане, но у нас нет цеха по производству электроинструментов. Получилось некачественно. Оказалось, что в СНГ единственный цех находится в Москве. Там я заказал три домбры – соло, ритм и бас. В 2012-м, в январе, мы впервые появились на казахстанском музыкальном телеканале. С тех пор у нас вышло четыре альбома. Так как мы играем на новом музыкальном инструменте, материала у нас  на 10 лет вперед. Сегодня мы – единственная группа, играющая на электродомбре и которая будет исполнять в скором будущем на ней русский рок.

Обычно музыкальная группа формируется так: сначала собираются люди, потом пишется музыка. У нас наоборот – я сделал инструменты и потом под них собрал людей. В нашем коллективе  четыре человека, трое из них – из консерватории, настоящие профессионалы, которые 15 лет потратили на изучение игры на домбре.

– Как общество восприняло то, что вы сделали из национального инструмента?

– Образовалось два лагеря. Многие восприняли восторженно, особенно те, кто понимает рок-музыку. Но есть и противоположное мнение. Один уважаемый человек в сфере культуры по телевизору на вопрос, как вы относитесь к изменению домбры и что из нее сделали электродомбру, ответил: “Важно на правительственном уровне принять закон, который уголовно будет наказывать за такие вещи”.

– Но вы же не изменили ни технику игры, ни истинное звучание домбры?

– Нет-нет, что вы! Техника игры не меняется, звучание сохраняется на 90 процентов. То есть мы без изменения цитируем музыкальный ряд наших предков. Вообще домбра – это инструмент международный. В одной книге есть фотографии инструментов из музеев, где видно, что все щипковые с двумя или тремя струнами – на самом деле это все один инструмент. Точно так же, как существует один язык, но с разными диалектами. Взять, к примеру, балалайку – она же треугольная, но старая домбра тоже есть такой формы. Есть и с тремя струнами – например, у башкир. В одном из регионов Казахстана тоже использовалась такая домбра. Кстати, когда-то этот музыкальный инструмент был и с 7, 9 и 12 ладами. Самая насыщенная по ладам была домбра в Западном Казахстане – с 19 ладами. Именно ее наш гениальный реформатор Ахмет Жубанов взял за основу.

Раньше струны были из кишок мелкого рогатого скота. Потом московские инженеры  подобрали нейлоновые струны. И когда нас ругают, что мы изменили домбру, на самом деле наше звучание ближе к домбре со струнами из кишок. Поэтому зря нас ругают…

– Все ли то, что можно сыграть на гитаре, можно исполнить на домбре?

– На   домбре можно сыграть даже больше! Отличие современной гитары от домбры в чем – если в современной гитаре шесть струн и все они в диаметре разные, то у домбры две струны одинаковой толщины. Мы как-то давали концерт в одном клубе, там в основном собираются рокеры, которые играют на многих музыкальных инструментах. Они нас послушали и удивились. Для чего тогда вообще шесть струн нужны… Мы с ребятами такое выдали на двух струнах! Я очень рад, что открыл такой инструмент. Появился целый океан возможностей. Тем более мы играем свое, никому не подражая.

– На ваш взгляд, интерес к традиционной музыке сегодня большой?

– Если говорить о традиционной музыке, то она просто вымирает в связи с глобализацией. Один из наших музыкантов, Макс Хасанов, учится в магистратуре, у него тема диссертации как раз по сохранению традиционной музыки в современных условиях. Он делал опрос среди населения. Оказалось, что даже те, кто рос в аулах, ничего не знают о ней. Хотя в деревнях национальные вещи, казалось, должны сохраниться. Но и там молодежь слушает только современную эстраду. И так во всем мире. Национальная музыка держится благодаря государственной поддержке, спонсорству.

– Можно сказать, что ваша цель – сделать домбру популярной не только на территории близлежащих стран?

– Конечно! Та же гитара стала мировым инструментом. До какого-то уровня раскрутили индийскую ситару, шотландскую волынку, даже узбекский и таджикский дутар больше в мире известен, чем наша домбра. А если не известен инструмент, то и не известна вся музыкальная культура, связанная с ним. Наша цель – показать всему миру, что у нас есть и как можно этим обогатить мировую музыку.

Алматы

Клип группы Aldaspan смотрите в рубрике «Мюзик-холл "Каравана"»