14 мая в областном центре жертвами жестокого нападения стали двое 23-летних парней. Один из них был убит на месте, другой, получивший многочисленные ножевые ранения, скончался в больнице неделю спустя. По подозрению в причастности к преступлению под арест взят 19-летний парень. Однако родные погибших считают, что в кровопролитии замешаны еще трое молодых людей, которые сейчас находятся на свободе. Поскольку за минувшие два месяца следствие практически не продвинулось, родственники опасаются, что предполагаемые злоумышленники вообще не понесут наказания, сообщает корреспондент YK-news.kz.
Тлек Семсерхан и Жасулан Кумарбеков были неразлучными друзьями. Парням было по 23 года. Молодые люди занимались спортом. Тлек играл за сельскую футбольную команду. Жасулан отслужил в армии. Оба строили большие планы на жизнь: Жасулан собирался выйти на новую работу, Тлек планировал поступить в университет. Все прервалось в один день.
В воскресенье, 14 мая, около четырех часов утра. Жасулан и Тлек возвращались домой из кафе, расположенного рядом с парком "Металлург". Ребята шли по улице Виноградова, через двор. Следом направлялась компания из четырех парней, которые сидели в кафе за соседним столиком.
О том, что случилось дальше, родным и полиции поведал Тлек. Тяжелораненый молодой человек, уже находясь на больничной койке, сумел детально описать происшествие.
— Тлек рассказал, что обогнал Жасулана, так как разговаривал по телефону. В какой-то момент сзади послышались шум и крики. Обернувшись, он увидел, что его друга избивают четверо юношей, — пересказывает услышанное, пытаясь скрыть подступающие слезы, мать Жасулана Гаухар Каирбаева. — Один из нападавших пырнул моего сына ножом — и тот свалился на землю. Тлек поспешил на помощь раненому товарищу, однако силы были неравны. В потасовке он получил шесть ударов холодным оружием. Нападавшие забрали у ребят телефоны и 20 тысяч тенге.
Залитых кровью парней обнаружили случайные прохожие — девушка и молодой человек, которые вызвали скорую помощь. Жасулан скончался на месте от потери крови — ему перерезали артерию, а Тлек был экстренно доставлен в больницу.
— Когда не стало моего сына, моя жизнь утратила все краски. Но как выглядело место преступления, я забыть не могу, — признается Гаухар Каирбаева. — Кровь была повсюду: на земле, на деревьях, на припаркованных автомобилях. Поймите, там была резня! И следы этого побоища оставались хорошо различимыми почти два месяца...
Айфон и другие обстоятельства
Сотрудники полиции оперативно нашли всех четверых предполагаемых нападавших, однако троих — Айболата К., Жандоса А. и Емила Ж. — отпустили до выяснения обстоятельств. Другими словами, требовались доказательства, что парни причастны к преступлению.
Под стражу отправился только один из подозреваемых — 19-летний Женис Т. В его отношении завели уголовное дело по статьям "Убийство" и "Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное из хулиганских побуждений".
— Допрошенный в качестве подозреваемого молодой человек вину полностью признал, — сообщили в пресс-службе ДВД ВКО. — В квартире, где проживает подозреваемый, был изъят нож с пятнами бурого цвета и айфон 5, который опознан матерью Кумарбекова как принадлежащий ее сыну.
Почему потерпевшие молодые люди подверглись нападению, должно установить следствие. Однако родные полагают, что трагедия, развернувшаяся во дворе многоэтажного дома, произошла не случайно.
— Ребят специально выслеживали, это было спланированное разбойное нападение, — считает старшая сестра Тлека Жанаргуль Саманбетова. — Ведь за ними следовали от самого кафе. Тлек, рассказывая про инцидент, не упоминал ни о каких конфликтах в развлекательном заведении. Раз в кафе они не ссорились, зачем компания малолеток отправилась вслед за нашими ребятами? У нас есть предположение, что они решились на нападение, чтобы ограбить Жасулана и Тлека. Ведь они могли видеть, как ребята рассчитывались, и сочли, что те при деньгах.
Один за всех?
За неделю тяжелораненый Тлек Семсерхан перенес три операции и 21 мая скончался в реанимационном отделении городской больницы № 1. В связи с этим уголовное дело в отношении задержанного Т. было переквалифицировано на "Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, приведшее по неосторожности к смерти потерпевшего". В случае, если вина 19-летнего подозреваемого будет доказана, ему светит срок заключения, вполне сопоставимый с его нынешним возрастом.
Однако родственники Жасулана и Тлека считают, что в смерти парней виновны еще трое друзей арестованного.
— Я не верю, что один человек смог справиться с двумя крепкими парнями, — говорит Гаухар Каирбаева. — Получается, трое молодчиков стояли в сторонке и смотрели, как их товарищ один на один дерется с более сильными противниками? Я считаю, что они могли договориться, чтобы Т. взял всю вину на себя. Одному ведь меньше дадут, чем за групповое преступление, да еще по предварительному сговору. И это устраивает всех, кроме нас.
Родные погибших парней заявляют, что два месяца добиваются одного: чтобы следствие критически осмыслило показания арестованного парня и той троицы.
— Сейчас получается, они городят что хотят, а полицейские разводят руками: раз они не признаются, что мы можем? Стыдно слушать! Если их слова имеют вес, то почему не берут во внимание показания Тлека, которые он давал в больнице? — возмущается Гаухар Каирбаева. — Почему не учли то, что он указывал на четверых злоумышленников?
Расследование осложняется тем, что не нашлось свидетелей расправы. Все произошло ранним утром в выходной день, люди еще спали, а двор не оборудован видеонаблюдением.
— Люди, которые вызвали скорую помощь, не видели момента нападения, — пояснила Жанаргуль Саманбетова. — Они застали ребят уже истекающими кровью.
Родные Жасулана и Тлека в первые дни после трагедии едва ли не ежедневно приходили на место, которое рвет им душу, в надежде найти очевидца преступления. Расспрашивали бабушек у подъездов, мужчин, вышедших покурить на балкон. Любая информация могла быть полезной, но люди только передавали то, что слышали от других...
Родители погибших ребят написали обращение в областную прокуратуру. Работники надзорного органа пообещали взять дело под свой контроль. И спустя два месяца после нападения на Жасулана и Тлека дело, казалось бы, сдвинулось с мертвой точки.
— В отношении троих подозреваемых начато досудебное расследование по пункту первому части второй статьи 293 УК РК (хулиганство, совершенное в группе лиц по предварительному сговору), — сообщили в ДВД ВКО. — В их отношении мера пресечения не избиралась.
Проще говоря, парни, которых родные Тлека и Жасулана считают виновными в смерти своих детей, могут спокойно разгуливать по городу.
— Они говорят, что не при чем, что якобы даже не видели, как Т. наносил удары, и только после потасовки узнали о том, что у него был нож, — говорит Гаухар. — Но я не верю тому, что все трое не видели, как их приятель орудует ножом. Значит, когда он шесть раз воткнул лезвие в Тлека, они не видели? И как мой сын лежал на земле, истекая кровью? Мне непонятно, почему в таком случае им на основании их же слов не вменяют оставление беспомощного человека в опасности? Ведь глядеть, как человек агонизирует, и ни пальцем не пошевелить, чтобы помочь, — это гораздо хуже хулиганства. Мы считаем, что следствие ведется на очень слабом профессиональном уровне.
Родственники обращают внимание на еще одну странность. Несмотря на то, что у подозреваемого в убийстве нашли айфон, принадлежавший Жасулану, в ДВД ВКО ничего не сообщили о досудебном расследовании по факту имущественного преступления. На днях срок расследования был продлен для проведения следственного эксперимента, который, возможно, выявит новые подробности преступления.
Тлек и Жасулан — уроженцы села Теректы Курчумского района. Подозреваемый и его приятели тоже родились в этом селе.
— Но наши парни не были близко знакомы с этими ребятами, — считает Жанаргуль Саманбетова. — Они ведь вчерашние подростки. Насколько я знаю, младший из них родился в 2000 году, а старшему нет еще и 20 лет. А разница в пять лет в этом возрасте еще играет роль.
Как поведала сестра Тлека, за время следствия никто из подозреваемых парней не связался с родственниками погибших и не извинился.
— Не было никаких попыток выйти с нами на контакт, — рассказывает Жанаргуль. — Ни со стороны парней, ни со стороны их родителей.
По словам женщины, подозреваемые постоянно меняли показания.
— Во время допросов они все поначалу признались, что били Тлека и Жасулана, но потом взяли слова обратно, — говорит Жанаргуль. — И теперь получается, что виновен якобы лишь один человек...
Родные погибших намерены внести ясность в это дело.
— Мы хотим, чтобы все виновные понесли заслуженное наказание, — подчеркивает Гаухар Каирбаева. — Иначе не будет покоя ни нашим мальчикам на том свете, ни нам на этом.
7 июля Тлеку Семсерхану исполнилось бы 24 года. 12 октября свой 24-й день рождения отметил бы Жасулан Кумарбеков...