Родная его электричка

Желание видеть железную дорогу из окна кабины локомотива появилось у него в раннем детстве.

– Я родился на станции Мырза, и железная дорога была для меня такой же повседневной реальностью, как небо, степь, забота мамы, – говорит Максим. – Если прибавить к этому тот факт, что практически вся наша семья трудилась на стальной магистрали, то стоит ли удивляться, что словосочетание “железная дорога” казалось мне синонимом самого важного слова “жизнь”.

Крепкие традиции трудовой династии Дорофеевых (бабушка – стрелочница, отец – помощник машиниста, мама – станционный работник) определили профессиональный выбор Максима задолго до того, как он понял значение слова “профориентация”.

– Помню, когда я был совсем маленьким, у нас с друзьями было любимое развлечение зимой: мы забирались на высокие сугробы и ждали, когда мимо поедет тепловоз. Едва он появлялся в поле зрения, мы начинали кричать и что есть силы махать руками, приветствуя его. Особую гордость я чувствовал, когда видел, как из окна кабины с улыбкой машет в ответ мой отец.

И когда подросший Максим объявил, что поступать будет в железнодорожный техникум, никто из его близких не удивился. А он, окончив школу, так уверенно пошел по избранной стезе, словно она была ему предначертана свыше. Окончив ПТУ № 21 (ныне колледж транспорта г. Астаны), в 2003 году он устроился на работу в локомотивное депо столицы. Затем без отрыва от производства поступил в Казахскую академию транспорта и коммуникаций по специальности “инженер-электромеханик электровозов и электропоездов”.

– Я стал квалифицированным специалистом, но этого мне было недостаточно: нужно было осуществить свою детскую мечту, – вспоминает Максим. – Поэтому, переведясь в Карагандинское отделение дороги, я прошел курсы повышения квалификации, чтобы стать помощником машиниста.

Оттуда до детской мечты Максима было уже рукой подать. Упорство, опыт и знания помогли ему в этом. В 2009 году он получил заветную должность машиниста, а уже в 2013 году стал машинистом-инструктором.

– За каждым электропоездом закреплено по пять локомотивных бригад, они подчиняются старшему машинисту-инструктору, – рассказывает о своих функциях Максим Дорофеев. – Он полностью отвечает за работу в своей колонне. То есть мы контролируем работу локомотивной бригады, обучаем передовым методам вождения электропоездов, указываем на недостатки, советуем.

Как говорит Максим, машинист-инструктор – это не просто представитель особой касты в системе локомотивных бригад, но и специалист, имеющий огромный опыт и знания.

– Машинист-инструктор – не начальник, это, скорее, наставник, учитель, друг, – рассуждает он. – Мы должны знать все то, что знают машинист, его помощник, а также все то, что они хотят знать. Поэтому самообразование – непременное условие работы машиниста-инструктора. Нужно постоянно повышать свою квалификацию, читать техническую литературу, изучать все новинки, касающиеся электропоездов. Нужно назубок знать выходы из нестандартных ситуаций, мгновенно проводить анализ технических навыков и т. д. Ведь за советом по любой ситуации машинисты обращаются к инструктору. И это крайне неудобно и неправильно, если машинист-инструктор не сможет дать грамотного ответа.

Само собой, контроль уровня знаний локомотивной бригады также возложен на машиниста-инструктора.

– Проверка знаний проводится на технических занятиях, когда машинисты сдают зачеты по пройденному материалу, – делится Максим. – Но самое ответственное и сложное – это проверка на практике. Она проводится внезапно и является лучшим показателем квалифицированности наших работников.

Сам Максим, по его признанию, в своей деятельности сталкивался с самыми нестандартными ситуациями. Приходилось ему спасать пассажиров во время внезапного эпилептического припадка, в момент преждевременных родов, а также ориентироваться во время лесного пожара, когда лес вокруг горел на расстоянии 150–200 метров и животные, выгнанные дымом, пытались спастись на путях.

– Для того чтобы не растеряться в экстренной ситуации, по инструкции по ТБ машинисты изучают премуд-рости оказания первой помощи. В электропоезде есть аварийные аптечки. Кроме того, в их распоряжении должен быть богатый практический опыт машинистов-инструкторов, которые обязаны подготовить бригады ко всему. Ведь за все нарушения бригады отвечает машинист-инструктор.

Сам Максим Дорофеев признается, что чувствует ответственность за свою работу не только перед руководством и коллективом, но и перед сыном-младшеклассником, который ждет его дома и, провожая на работу, обещает: “Вот вырасту и с тобой пойду, буду говорить из кабины: “Осторожно, двери закрываются!”.

Караганда

Автор: Лариса ЧЕН