По оценке прокуроров, ситуация в этом крупнейшем медучреждении сложилась критическая.
Три месяца назад в статье “Медицина по расчету” (№4 от 31 августа) мы рассказывали о вопиющих случаях медицинских нарушений в перинатальном центре. Сразу после родов от кровопотери скончалась роженица, осиротели трое детей. Младенца, которому было две недели от роду, оставили под кварцевой лампой, малютка получил сильнейший ожог.
В обоих случаях полицейские отказали в возбуждении уголовного дела, сославшись на объяснения медиков.
И вот перинатальный центр проверила прокуратура Усть-Каменогорска. Действительность оказалась по-настоящему удручающей. Только за первые семь месяцев года в роддоме умерли 50 младенцев – почти по две смерти каждую неделю. В 27 случаях этому “помогли” просчеты в медобследовании, в 19 – ошибки в тактике лечения. Вопросы прокуроров вызвала и диагностика. В заключениях микропедиатров указывалась одна причина смерти, в выводах патологоанатомов – совсем другая. Врачи позволяли себе задним числом исправлять и дополнять записи в медицинских историях.
Выяснились и странности с обеспечением лекарствами. В отделениях анестезиологии и реанимации, детской реанимации и ведомственной аптеке отсутствовали жизненно важные медикаменты! Хотя, судя по бланкам, старшие медсестры вроде получали препараты, но как они использовались (и использовались ли вообще?), – информации нет. Например, специально для новорожденного Касенова из аптеки центра был взят дорогостоящий препарат (90 тыс. тенге за ампулу!), помогающий раскрыться легким. Но до малыша, похоже, он так и не дошел. По крайней мере, в медицинской карточке записей об этом нет. Малютка умер…
Выявлены случаи умышленного сокрытия лекарств. Например, старшая медсестра отделения детской реанимации (!) отказала в выдаче нескольких препаратов, потому что таких якобы нет. Однако в тот же день все “несуществующие” лекарства прокуроры нашли прямо у нее кабинете.
Экономил центр и на будущих мамах. Из 51 наименования лекарств, назначенных беременным женщинам, те вынуждены были оплачивать из своего кармана большую часть. Некоторым роженицам приходилось покупать на свои деньги абсолютно все медикаменты! При этом в листах назначений и журналах учета предусмотрительно не велось деления на препараты, выделенные по бесплатному гарантированному объему, и те, что приобретены за свой счет.
Ухитрился роддом “намутить” и с ценами. Лекарства здесь приобретали по ценам значительно выше оптовых. На каждую единицу медикаментов накручивалось до 100 тенге. Одновременно приобретались препараты, не вошедшие в перечень основных жизненно важных лекарств. В итоге перинатальный центр израсходовал колоссальную сумму не так и не на то.
Шокирующую историю прокурорам поведала роженица-наркоманка. Ее без предупреждения поместили в палату, где лежала героинозависимая ВИЧ-инфицированная (!) женщина. Обе мамаши каждый день, пока находились в роддоме, кололись. И медсестры, зная об этом… давали им шприцы! За все время пребывания в центре наркозависимая женщина ни разу не была осмотрена врачом. И ни разу, несмотря на сильные боли, не получила необходимых лекарств. Хотя в листе назначений их было немало.
По всем выявленным фактам прокуроры приняли меры реагирования.
Галина ВОЛОГОДСКАЯ, Усть-Каменогорск