Родители - участники коррупционного процесса?

Общественный родительский комитет города Алматы косвенно обвинил родителей учеников государственных школ страны в причастности к страшному криминалу, а именно: в обогащении школ незаконным путем.
Инициаторы новой общественной "бучи" утверждают, что (буду говорить за себя) мои двести тенге, которые я плачу ежемесячно в фонд класса и школы, нарушают статью Конституции. Большая новость?!
Я об этом знала задолго до того, как согласилась сама добровольно платить эти несчастные деньги. Значит, мой грех еще круче: я намеренно нарушаю Конституцию? Бред…
Когда я узнала, что письмо приблизительно такого содержания (а мы к нему еще вернемся) было отправлено в Министерство образования и науки РК министру Бырганым Айтимовой, я даже не расстроилась.
Знаете, бывает такое состояние, когда больно, больно, больно, а потом - все равно. Думаю, все, кто на протяжении последних шести лет вникал в проблему "школьных поборов", испытывают некую усталость от обсуждения этой темы.
И даже такой свежачок, как гневное, аргументированное послание в Минобраз за подписью огромного числа родителей, не "радует кровь", не производит никакого впечатления. Почему? Потому что, таких писем писалось множество - раз. Потому что, в них нет объективности - два. Потому что, люди, которые их пишут, ничего не понимают в работе общественных организаций - три. Потому что, авторы письма выглядят глупо, обращаясь к государству, которое само инициировало такую искаженную систему финподдержки, обязав родителей сдавать деньги на то и на се - четыре.
И вообще, письмо наивное, хотя и основывается на проведенном исследовании…
Кстати, я никоим образом не выступаю на стороне поборов, поймите меня правильно, просто предлагаю определиться: что мы будем называть поборами, а что сборами? Если кто-то не понимает разницы между этими словами, то в этом не моя вина. Итак, заглянем в письмо, вернее - обращение!
"Общественным родительским комитетом сделаны следующие выводы относительно механизма поборов в школах:
1.Государственным школам выделяют, как положено: финансы, которые должны выплачиваться из местных бюджетов. Однако по скрытым от общественности причинам, школы или недополучают бюджет от Акимов, или бюджеты школ составляются в заниженном объеме. В результате все без исключения школы Казахстана испытывают определенный финансовый дефицит"
.
Комментировать догадки общественного родительского комитета довольно сложно, потому что трудно представить, чтобы все акимы областей и двух столичных городов Астаны и Алматы договорились между собой экономить на школах. Если допустить, что директора школ намеренно занижают свои годовые затраты в ущерб самим себе, то что можно сказать о таких директорах: в себе ли они? И уж совсем странно выглядит отсутствие в письме третьей версии возникновения дефицита школьных денег - государственная политика в вопросах финансирования школы: на сколько процентов школа должна финансироваться государством? Этот процент устанавливает не аким области, а правительство.
Фраза "государственным школам выделяют, как положено" заставляет вспомнить хороший анекдот, в котором обыгрывались эти слова: "положено мясо, ешь, не положено, не ешь". То есть, о том, что деньги в тарелке у школы есть, знают все, они туда точно положены, но вот, сколько же положено, то есть должно быть на самом деле - великая тайна.
2. "Не получая достаточного объема бюджетного финансирования, директора школ даже не пытаются требовать недостающие средства у государства, в данном случае - у акиматов и департаментов образования, мотивируя это тем, что государству еще надо встать на ноги. Вместо этого директора перекладывают финансовые проблемы на плечи родителей".
Замечательно! Значит, первородная вина государства перед нищими школами все-таки признается! И это - правильно. Одно но. Директора школ ничего на плечи родителей не перекладывают. Просто они ведут себя тихо, потому что более жесткой вертикали, в которой один может уволить другого без суда и следствия, вы в нашем государстве не найдете. Об этом говорят давно, но безрезультатно. Каждый директор держится за свое место, равно и как каждый учитель - тоже. И ни один из них не станет кивать на вышестоящее кресло. В данном случае - недобро смотреть в сторону департамента - смерти подобно. Хорошо бы разобраться с этим, может быть, тогда и положение школ изменилось бы…
3 "Конкретный сбор денег с родителей учащихся почти всегда ведется с нарушением закона и подлежит административному и уголовному преследованию. В редких случаях директора школ регистрируют юридические частные фонды, которые, тем не менее, противоречат статье 30 Конституции, хотя и создают иллюзию законности. Любой сбор денег в школах превращают бесплатное среднее образование в платное".
Стоит ли говорить министру о том, что в школах нет юридических представителей родительских организаций, если именно министерство ежегодно устраивает облаву на них и запрещает их организацию? То родительские фонды выводят из школы, предлагая снимать в аренду иные помещения, то школы обязуются брать с родителей деньги за аренду помещения в школе, то предлагают вовсе их закрыть, заменив сборы через фонды, перечислениями на спецсчета. Все это делается по указке сверху.
А про 30-ю статью Конституции я вообще молчу. Наше "среднее образование" заканчивается в девятом классе. 10-11 классы дают детям полное среднее образование. Почувствуйте разницу! Поэтому если встать в позу и кричать о конституционных гарантиях, то можно докричаться до платного полного среднего образования, которое аккурат начнется с 10 класса?! Там уже 200 тенге не отделаешься! Но это я так, просто расставляю точки над "i" для тех, кто любит ссылаться на Конституцию.
4. "Пользуясь бесконтрольностью, директора школа, реже учителя, собирают деньги без всякой регистрации, иногда на собственные нужды или на свой день рождения. Очень мило, но попадает под серьезную уголовную статью".
В письме есть ссылка на то, что имеются номера школ, в которых творились все эти безобразия. Охотно верю в существование подобных перегибов. Сама знаю дачи и дома, построенные на родительские деньги. Пожалуй, этот пункт смело можно было бы отнести к пресловутым поборам, тем более что авторы письма говорят, что у них есть факты и аргументы.
В качестве решения проблемы общественный родительский комитет предлагает - четко организовать финансирование школ и жестко требовать исполнение бюджета.
Инна Ивановна Косова, вице-президент ассоциации Школьных Общественных организаций говорит, что на такое обращение можно смело писать опровержение. Ассоциация занимается этими вопросами много лет. Тоже проводило исследование.
68 процентов родителей выразили готовность помогать школе финансами с одним условием: чтобы государственный бюджет школы был прозрачным. Родители предлагают ежемесячно вывешивать отчеты, в которых было бы видно: на какие статьи расходов школа получила деньги от государства, а на какие от родителей. Только тогда можно будет говорить предметно: насколько государство финансирует школы?
Директора устали повторять, что бюджет покрывает полностью только зарплату учителям и бесплатное питание для малоимущих детей. На все остальное средства выделяются частично. Что это значит?
Давайте проведем эксперимент: выберем экспериментальную школу и предложим родителям не собирать ни копейки! Учителя говорят, что ровно через полгода школу можно будет закрывать, потому что в ней не будет воды, света, мела, бумаги, будет отключен телефон, и она будет обложена энными суммами штрафов санэпидемстанции, а их кто будет оплачивать?!