Чтобы в коллекции музея появились уникальные экспонаты, музейщикам во всем мире приходится прилагать немало усилий. К примеру, известно, что Эрмитаж никогда не ведет переговоры о приобретении каких-либо произведений искусства от имени музея, потому что как только владельцы картин понимают, что работами заинтересовался такой музей, цена подлетает в несколько раз. Но ведь проблема не только в деньгах. Достойные экспонаты еще нужно найти, перелопатить историю искусства, находить через знакомых, коллекционеров людей, у которых хранятся значимые произведения художников, отыскивать родственников живописцев, ездить к ним, убеждать, почему именно тот, а не иной музей достоин хранить коллекцию работ.
Благодаря подобной кропотливой работе в Восточно-Казахстанском музее изобразительных искусств им. семьи Невзоровых появились работы Владимира Лебедева, иметь коллекцию произведений которого – мечта многих галерей.
Лебедев – один из лучших советских художников, работавший с Маршаком, вместе им удалось создать уникальный для своей эпохи тип новой детской книги.
– Сегодня в фондах нашего музея хранится 157 произведений Владимира Лебедева, 108 из которых впервые представлены широкому зрителю. Все они были приобретены музеем в 1990 году у вдовы художника Ады Сергеевны Лазо-Грабенко. Ею также были подарены оформленные Лебедевым первые оригинальные издания стихотворения Маршака “Багаж” 1926 и 1934 годов выпуска, – рассказала руководитель отдела просветительской работы МИИ им. семьи Невзоровых Лаура ШИНЖИНА.
В коллекции живописные и графические портреты современников Лебедева, натурные зарисовки людей и животных, натюрморты, тонко проработанные произведения в стиле ню. Однако значительную часть экспонатов выставки составляют иллюстрации Лебедева к произведениям Самуила Маршака “Сказка о глупом мышонке”, “Игрушки и зверушки”, “Разноцветная книга”, к изданию “Детский календарь” и другим.
– В экспозиции также представлены иллюстрации Лебедева к сатирической, высмеивающей расизм поэме Маршака “Мистер Твистер”. Впервые эта книга была издана в 1933 году, а в каждом из последовавших многочисленных переизданий (1935, 1937, 1939, 1948, 1951, 1962 и т. д.) художественное оформление претерпевало те или иные изменения, – отметила Лаура Шинжина.
Творчество Лебедева внесло немалый вклад в создание нового типа детской книги 1920-х годов. В 1924 году вместе с Маршаком они стали первыми редакторами детского отдела Госиздата, совместно работая над детскими книжками.
И Маршак признавался, что Лебедев может с полным правом считаться не просто иллюстратором, а автором – столько своеобразия, тонкой наблюдательности и уверенного мастерства вносил он в каждую книгу. И вместе с тем его рисунки никогда не расходились со словом в самом существенном и главном.
Они необычайно ритмичны и потому так хорошо согласуются со стихами. Иллюстрации мастера создавали новый художественный язык, новые принципы построения детской книги. Смешные, острые рисунки Лебедева и звонкие, задорные строки Маршака живут слитно, как одно целое. Не случайно и сегодня, спустя много десятилетий, издательства предпочитают выпускать произведения Маршака с иллюстрациями Лебедева. А семейчане стали первыми, кто смог увидеть столь объемную коллекцию работ талантливого художника.
СЕМЕЙ