Корреспондент медиа-портала Сaravan.kz сделал обзор несчастных случаев с детьми во время карантина и поговорил с детскими психологами.
Падения из окон
За первые четыре месяца 2020 года КЧС МВД зарегистрировал четырнадцать случаев, когда дети падали из окон многоэтажных домов. Шесть из них произошли с января по март, а остальные восемь – за апрель. Кроме того, 16 мая из окна выпали сразу два ребёнка – в Таразе и Нур-Султане, а 17 мая годовалый ребёнок впал в кому, упав со второго этажа в районном центре Макат.
Сбила машина
28 апреля в Алматы под колёса автомобиля попал трёхлетний ребёнок на самокате. От травм мальчик скончался на месте. Другой попал в реанимацию 4 мая в Нур-Султане, потому что на него наехал автомобиль. Пользователь в Instagram подметил, что во дворах водители не снижают скорость, хотя маленьких детей на дорогах из машины видно не всегда.
Черепно-мозговая травма
17 мая в Костанае первоклассник ударился головой во дворе частного дома и попал в реанимацию. Несмотря на операцию, спустя сутки мальчик умер, не приходя в сознание.
Халатное отношение родителей
В Алматы в апреле десять дней не могли найти пропавшую мать семерых детей. Выяснилось, что она всё это время выпивала у подруги. Её телефон сломался, и связаться с родными она не спешила.
Мнение специалистов
Детский психолог Вероника ЖЕМЧУЖНИКОВА рассказала, какие опасности для детей таятся в карантине и как родителям их избежать.
- На ваш взгляд, как карантин влияет на несчастные случаи с детьми?
- Думаю, их число скорее увеличивается. Младшим на самоизоляции не хватает движения, возможности бегать, прыгать, быть активными. Как только появляется шанс, они реализовывают потребность с тройной силой, и это увеличивает риск несчастных случаев. Также, когда родители дома, они заняты дистанционной работой, боятся заражения, переживают из-за денег, и дети чаще эмоционально и физически предоставлены сами себе. Это также увеличивает шанс, что они попадут в опасную ситуацию.
- Как режим ЧП и карантин отражаются на психоэмоциональном состоянии детей?
- Дети чувствуют тревогу взрослых и сами переживают. И взрослой, и детской психике сложно справиться с количеством изменений в окружающем мире. В начале карантина я работала с семьями, помогая родителям объяснять на понятном языке, что происходит. Дети пытаются сами осмыслить ситуацию. Например, в марте-апреле некоторые младшие школьники говорили: «Это китайский вирус, это все из-за них». Остается догадываться, как дети, услышав про рептилоидов и чипирование, будут интерпретировать эту информацию. Думаю, в ближайшие месяцы увеличится количество страхов и психосоматических симптомов у детей. Чтобы этого избежать, необходимо говорить о текущей ситуации, обсуждать состояние детей, интересоваться их чувствами, давать понятную и простую информацию про то, что происходит.
- Как компенсировать отсутствие или уменьшение живого общения со сверстниками?
- Найти способы качественно проводить время вместе. Некоторые мои клиенты-родители говорят: «Я не умею играть или общаться со своим ребёнком, заставляю себя иногда, но надолго меня не хватает». Не надо себя заставлять, поищите что-то, приятное для обоих. Покажите мультик, который любили в детстве, найдите настольную игру, интересную для всех и т.п. Подойдите творчески, важно, чтобы все участники получали удовольствие.
- С какими новыми трудностями столкнулись родители на карантине?
- Среди моих клиентов это необходимость взять на себя часть обязанностей учителей, потому что дети на дистанционном обучении не могут организовывать своё время самостоятельно. Вторая трудность, о которой я часто слышу: «Я никогда не проводил со своим ребёнком столько времени». Помогает, когда взрослый отслеживает свои чувства и заботится о себе. Еще важно родителям не ставить себе высокую планку. Пусть ребёнок в этот период чуть больше посмотрит телевизор или пусть его оценки будут не отличными. Главное – прожить это время в более или менее хорошем настроении всем вместе.
Также своё мнение высказала другой детский психолог - Анна КУРДАНОВА.
- Как режим ЧП и карантин отражаются на психоэмоциональном состоянии детей?
- Если в семье позитивные коммуникации, взрослые поддерживают друг друга, играют, проводят вместе время, если в семье есть еще дети, то практически никак. Но ребенку обязательно нужны доверительная атмосфера, игровая деятельность и режим. В противном случае ребенок вовлекается во взрослую жизнь, и это становится частью его психики. Это оказывает влияние на формирование его личности, и хорошо это или плохо, нужно разбираться в каждом конкретном случае.
- Труднее ли детям сидеть в четырёх стенах?
- Для детей важно часто переключаться между занятиями и свободно передвигаться, поэтому дело не только в четырех стенах, но и в том, какую площадь занимают эти четыре стены. Можно ли там бегать, прыгать, рисовать, играть, общаться.
- Как компенсировать отсутствие или уменьшение живого общения со сверстниками?
- Онлайн дает неплохую возможность общаться со всем миром. Можно удалённо играть, рисовать, учиться, подключаться к кружкам и принимать участие в мероприятиях. Но если формат онлайн недоступен, то на помощь могут прийти животные.
Напомним, ранее знаменитые казахстанские мамы рассказали, как справляются с детьми во время карантина.