В понедельник стало известно имя кандидата на пост президента России. Им стал первый вице-премьер Дмитрий Медведев, чья кандидатура была выдвинута пропрезидентскими партиями "Единой Россией", "Справедливой Россией", Аграрной партией и "Гражданской силой".
Однако главной политической интригой года это событие можно назвать с большой натяжкой, так как кандидатура Дмитрия Медведева наравне с кандидатурой Сергея Иванова уже длительное время обсуждалась как внутри страны, так и за рубежом.
Вместе с тем интересно отметить сам процесс (вернее, его заключительную часть) избрания/назначения Д.Медведева. Так, имя Медведева было определено не отдельно каждой партией, а принято на встрече лидеров "Единой России", "Справедливой России", Аграрной партии" и "Гражданской силы" с президентом Владимиром Путиным. Поэтому говорить о самостоятельном принятии лидерами партий подобного решения можно лишь с большой натяжкой.
В то же время "правила игры" всеми соблюдались, в результате чего была создана атмосфера квазидемократического принятия решения по персоналии кандидата в президенты.
Во-первых, кандидатуру Д.Медведева озвучил не В.Путин, а лидер "Единой России" Б.Грызлов. Таким образом, президент дистанцировался от навязывания своего мнения партийным лидерам, и одновременно избежал лишних вопросов со стороны зарубежных "коллег" в отношении оказания давления на парламентское большинство.
Во-вторых, Сергей Миронов, Михаил Барщевский и Владимир Плотников на встречу с Владимиром Путиным пришли подготовленные и, соглашаясь с мнением Бориса Грызлова, предали огласке качества Медведева как "отличного юриста" и "человека абсолютно демократических взглядов".
Это в очередной раз доказывает, что решение было принято заранее и согласовано как между лидерами партий, так и между партиями и президентом России.
В-третьих, принятие положительного решения в отношении кандидатуры Д.Медведева четырьмя партиями фактически демонстрирует выбор большинства из участвовавшего в выборах населения, которое отдало голоса за эти общественно-политические объединения.
То есть, принятие совместного решения по кандидатуре Д.Медведева является позицией как партийных лидеров, так и членов партий и их электората. Это, в свою очередь, фактически предопределяет результаты выборов президента России в 2008 году.
Единственной пикантной деталью в данной встрече стало присутствие на ней самого Дмитрия Медведева, который не только заявил о своей готовности в отношении занятия президентского поста, но и стал готовиться к активной предвыборной кампании при непосредственном вовлечении в данный процесс поддержавших его кандидатуру партий.
Между тем, сама кандидатура Д.Медведева по-разному воспринимается как внутри России, так и за рубежом. Так, ни для кого не является секретом, что на пост президента страны пророчили двух кандидатов Д.Медведева и С. Иванова.
При этом два первых вице-премьера получили каждый свою "роль".
Дмитрий Медведев курировал реализацию национальных проектов, а Сергей Иванов - силовой блок страны. Это, с одной стороны, позволяло более эффективно выполнять задания президента и контролировать вверенные им сферы деятельности министерств и ведомств.
С другой, увеличивало мобильность вице-премьеров, которые в отличие от своих коллег по правительству, больше времени находились в регионах, нежели в Москве. Это давало им возможность реально оценивать ситуацию в областях и принимать более рациональные и оперативные решения возникающих проблем.
Если Сергей Иванов в основном концентрировал свое внимание на внешнеполитических аспектах сотрудничества и взаимоотношений России, то Дмитрию Медведеву в приоритетах его деятельности рекомендовалось больше уделять внимание социально-экономическому аспекту внутри страны.
Тем самым произошло фактическое разграничение полномочий между двумя первыми вице-премьерами, что позволило сфокусировать их внимание на отдельных направлениях. Таким образом, Владимир Путин поднял эффективность деятельности своих подопечных и способствовал повышению их профессионализма во вверенных им сферах.
В-третьих, между первыми вице-премьерами заранее было определено, кто будет играть роль "хорошего" полицейского, а кто - "плохого".
Так, всем известны резкие высказывания и жесткая позиция Сергея Иванова в отношении сотрудничества России с США, европейскими странами и международными организациями и военными блоками (ООН, ЕС, НАТО).
Тогда как Дмитрий Медведев в своих деловых поездках и встречах избегал резких высказываний и конфликтных ситуаций. Подобное качество не осталось незамеченным, поэтому его отнесли к либеральным политикам, способным дипломатическими методами решать назревшие вопросы.
***
Подобное разграничение полномочий первых вице-премьеров позволяло Владимиру Путину действовать без резких выпадов (это за него выполнял С.Иванов), в то же время избегать образа "мягкого", либерального политика (как Д.Медведев). Но время подошло, и выбор преемника должен был сделать сам президент, что и продемонстрировали всей стране 10 декабря 2007 года.
Однако, принимая во внимание любовь Владимира Путина к нестандартным решениям, ситуация может радикальным образом измениться. На сегодняшний день предвыборная кампания на пост президента России только началась, и результаты ее станут известны ближе к началу выборов, по мере появления новых претендентов.
Продолжение следует
Фото с сайта http://www.pctvl.lv