"Юбилей солидный, жизнь прожита большая и трудная, поэтому я встречаю этот день рождения с противоречивым чувством, - признался в интервью РИА Новости Геннадий Иванович. - С одной стороны, ощущаю удовлетворение и радость от внимания - море поздравлений, звонков, факсов от друзей и коллег, зрители узнают меня на улице и говорят добрые слова. А с другой - не могу забыть, как трудно складывалась моя судьба, сколько было вынужденных простоев, сколько осталось нереализованных замыслов".
История одного только фильма "Интервенция", который по прихоти советских чиновников увидел свет лишь через двадцать лет после съемок, подтверждает горькие слова режиссера.
По первой своей профессии Геннадий Полока - актер, он учился в Театральном училище имени Щепкина при Малом театре, а затем окончил режиссерский факультет ВГИКа. В игровом кино Геннадий Иванович дебютировал в 1963 году фильмом "Каштановые сети". А уже в 1966 он снял свою самую знаменитую картину "Республика ШКИД" с Сергеем Юрским и Павлом Луспекаевым - ленту, которую с неослабевающим интересом смотрят уже несколько поколений зрителей.
Потом была работа над "Интервенцией", в котором снимались Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Ольга Аросева. Чиновникам не понравился режиссерский взгляд на события Гражданской войны, и фильм был положен на полку. Зрители смогли его увидеть лишь через несколько десятилетий.
Полока снял ленту "Возвращение Броненосца", приключенческие и комедийные картины, в числе которых "Один из нас", "Одиножды один".
По собственному признанию, Полоку из всех эпох больше всего интересуют период революции и 1920-1930-е годы.
"Я влюблен в этот период, меня захватывает атмосфера этого удивительного времени, потому что это было время надежд, подъема и расцвета искусства, - сказал Полока. - Тогда в стране существовала единая художественная элита. Все были вместе - художники, музыканты, театральные и кинодеятели. Маяковский писал стихи и сотрудничал с театром, Шостакович сочинял симфонии и писал музыку для фильмов и для сцены. Удивительное время, об атмосфере которого я очень бы хотел снять фильм".
Новая картина, которую режиссер успел снять к своему юбилею, - "Око за око" по повести Бориса Лавренева "Седьмой спутник", - тоже рассказывает о событиях 1918-1919 годов, о красном и белом терроре.
"Я с одинаковым уважением отношусь к красным и белым, - говорит Полока. - Мои два деда были по разные стороны баррикады, но оставались братьями. Я знаю, что и в том, и в другом лагере были дурные и достойные люди. И моя картина не про кровавые события, а про то, как в самых тяжелых обстоятельствах открываются в человеке прекрасные черты. И обязательно в новом фильме присутствует юмор, без которого я не мыслю ни одной своей картины. Я вижу, как устал сегодня зритель от чернухи, от сплошного негатива в кино, и заверяю, что в моей новой работе есть надежда, вера в человека и моя с годами крепнущая любовь к национальному характеру русского человека, пусть и со всеми его недостатками".
Премьера нового фильма, где главную роль сыграл, по признанию режиссера, его любимый актер Владимир Гостюхин, состоится в ноябре. Тогда же будет торжественно праздноваться юбилей Геннадия Полоки. В четверг Союз кинематографистов РФ устраивает прием по случаю дня рождения режиссера.
"Все, кто родился летом, знают, что друзья и коллеги в это время в разъездах, на отдыхе, поэтому обычно я отмечаю день рождения в узком кругу, где главные персоны - моя жена Ольга, две мои дочери и племянник", - поделился режиссер.
Впереди у режиссера "планов громадье": Геннадий Иванович мечтает снять фильм по повести Галины Николаевой "Гибель командарма" - картину о народовольцах, о канадской общине, созданной в России в 1930-е годы, об английском путешественнике, который прошел пешком всю страну. Еще он занят работой в Союзе кинематографистов, где возглавляет его московское отделение, в Национальной Академии кинематографических искусств и наук России, вице-президентом которой он является.
Но главное для Полоки - это снимать кино. "Я много был в простоях, многое не реализовано, поэтому сейчас хочется успеть побольше снять. Я люблю свою профессию, о которой я мечтал с 11 лет, посмотрев фильм "Большой вальс", - сказал Полока. - И главное, за что я благодарен судьбе, - за то, что не обманулся в своем призвании".