Ремонт школ: в карман не лезем, но от спонсоров не откажемся

Сегодня в Семее насчитывается 66 школ. С окончанием учебного года они готовятся к предстоящим летним ремонтам. По крайней мере, часть из них. На всех денег не хватает. К примеру, 80-летнее здание школы № 43 не видело капитального ремонта чуть ли не половину своего существования. В этом году там будут менять кровлю, которая угрожающе протекала. В школе № 35 в одном из кабинетов обвалился потолок, выделены средства на восстановление. В школе № 2 тоже давно течет кровля, и проблема усугубилась тем, что начала разрушаться стена. Словом, в первую очередь деньги идут только туда, где ситуация становится критической.

Как делить тришкин кафтан

– В прошлом году на проведение ремонта в 35 учебных зданиях было выделено порядка 340 миллионов тенге, в этом году на ремонт в 33 школьных зданиях выделено 302 миллиона. Конкурсные процедуры уже завершены, и скоро будут начаты необходимые работы. Кроме того, выделено порядка 68 миллионов тенге на приобретение материалов для текущего ремонта. Они распределены по школам в зависимости от квадратуры зданий – от 500 тысяч до 1,2 миллиона тенге, – рассказала заместитель руководителя отдела образования города Семея Сара ЕЛЕУСИЗОВА.

Для школ города это крайне мало. Кровли протекают в каждом втором здании, деревянные оконные рамы, установленные еще во время строительства школ, рассыхаются и разрастаются щелями, потолки бугрятся, полы проседают.

– Решая, в каких школах будет проводиться капитальный ремонт, мы в приоритет ставим кровлю, отопление, водопровод и канализацию, то есть самые главные вопросы для их функционирования. Поэтому, когда говорят, что у нас окна или двери в классах старые, никто не спорит с этим. Достаточно таких школ с приличным возрастом, – отметила руководитель отдела образования Семея Наталия ФЕСЕНКО. – Но, исходя из ограниченных возможностей бюджета, мы не можем выделить деньги на все необходимое. Для того чтобы привести все школьные здания в порядок, нам не хватает порядка 1,2 миллиарда тенге. Этих денег нет.

Обирать нельзя, а деньги нужны

В итоге школы оказались в сложном положении – денег не хватает, а классическая схема принудительных пожертвований, когда все-все (а как же, ведь здесь учатся ВАШИ дети!) сдают на линолеум или шторы, теперь запрещена. Но учебные здания нужно сохранять, кабинеты обновлять, а также решать множество проблем текущих, в том числе текущих из старых труб или сквозь ветхие крыши.

Руководитель отдела образования Семея Наталия Фесенко

– Все знают, что бюджетных средств недостаточно. Но собирать деньги с родителей в обязательном порядке категорически нельзя. Тем не менее школы должны как-то выживать. Поэтому администрация школ обращается к мамам и папам учеников за помощью, если они действительно хотят ее оказать. Лезть в карман к каждому родителю мы не имеем права, но и отказываться от спонсорской помощи не будем, – подчеркнула Наталия Фесенко.

Имя кабинета твоего

Сегодня многие учебные заведения Семея участвуют в грантовых проектах. К примеру, благодаря помощи японского посольства и программы “Корни травы”, в школах № 22, 29 и 43 старые деревянные окна полностью заменены на новые пластиковые. Сейчас подали заявки городская СОШ № 18 и сельские – Чекоманская, Кайнарская, Знаменская, Пригородная.

Кроме того, у школы появилась неожиданная возможность обновлять помещения.

– Помимо прочего, министерство образования и науки рекомендует предлагать известным людям, общественным деятелям либо своим выпускникам, достигшим каких-то успехов, вложиться в ремонт и переоснащение школьных кабинетов.

Взамен – именная табличка на двери отремонтированного кабинета. Так, в школе № 21 появился кабинет имени депутата областного маслихата ВКО Марата КУРМАНБАЕВА.

Есть и другие примеры. То есть директора наших школ по-новому начинают работать, не ждут денег только из бюджета. И это радует, – считает глава отдела образования Семея.

Хорошо это или плохо, когда школьные классы носят имена состоятельных людей, а не героев отечественной истории, – вопрос открытый. Так же как и вопрос, что лучше: учиться в помещении, отделанном с иголочки и носящем имя того, кто вложил деньги в свою бывшую школу, или сидеть в кабинете имени Чокана Валиханова и Маншук Маметовой со свистящим сквозняком?

Семей