Религиозно-дипломатический прецедент

Этот вопрос задали представители СМИ председателю Алматинского Хельсинского комитета Нинель Фокиной на пресс-конференции "Казахстан на пороге председательства в ОБСЕ: обнадеживающие сдвиги и нерешенные проблемы".
Ответ был замечательным:
- Муфтий утверждает, что в Казахстане проживают 11 миллионов мусульман. Православная церковь утверждает, что у нее 7 миллионов прихожан. Вместе получается 18 миллионов!
Излишне говорить о том, что эта цифра больше, чем все население страны. И даже о том, что далеко не все это реальное население является прихожанами двух основных, традиционных для Казахстана, конфессий. В первую очередь надо вспомнить, что по Конституции, гражданин страны имеет право указывать или не указывать свою религиозную принадлежность. А значит, даже относительно точной статистики количества верующих в принципе не может существовать. Очевидно, что те, кто пытается определять в упомянутых границах, определяет их очень спорным способом - ориентируясь на этническую статистику.
Единственный, относительно достоверный метод подсчета, заметила г-жа Фокина, это социологические опросы.
- Но, к сожалению, независимые социологические организации таких подсчетов не проводят, либо делают их время от времени. А те опросы, которые делает Комитет по делам религий и аффилированные с ним так называемые исследовательские организации, к сожалению, доверие вызывают не слишком большое. Но, по оценке специалистов, в среднем от 10% до 20% населения страны признают себя верующими, выполняющими все предписания религии. Согласно международным оценкам, это крайне низкий показатель религиозности, - пояснила глава Алматинского Хельсинского комитета.
Тем более, трудно определить реальное количество истинных адептов той или иной религии. Особенно, в отношении таких, как, например, кришнаиты, у которых нет жесткой иерархической системы религиозной организации. В любом случае, их не много. Что не спасало их от серьезных гонений в Алматы и области, как хорошо помнят все, кто следит за общественной жизнью.
Но вот, кажется, наступил час примирения кришнаитов с властями. Как было объявлено на пресс-конференции 30 марта, снят запрет на посещение Казахстана для Говинда Свами, руководителя общества "Сознания Кришны". Он уже приехал в Алматы и на той же пресс-конференции сказал несколько теплых слов в адрес наших властей. А г-жа Фокина добавила, что есть информация, будто бы положительно решается вопрос и относительно строительства их храма. Так что, возможно, священные коровы кришнаитов, скоро обретут пристанище и покой.
Никто из правозащитников не считает, что такая благодать снизошла на еще недавно гонимых верующих от того, что те, от кого зависела их судьба, прозрели. Дело, конечно, в не в священном чуде, а в прозаической политике, хотя и высокой. Приближение момента, когда Казахстан должен стать действующим председателем ОБСЕ, заставляет делать, вернее, не делать, особо грубых ошибок.
К ним, в частности, на данном этапе относится и прежняя политика в отношении религиозных меньшинств. А это и гонения на кришнаитов, и пресловутые поправки к законодательству, регламентирующему религиозную жизнь, отвергнутые, как известно Конституционным советом. Впрочем, очень возможно, что пройдет некоторое время (ну, так, пару лет), и предыдущая ситуация уже не будет признаваться ошибочной, и, возможно, многое вернется назад.
Да и сейчас, по мнению и правозащитников, и представителей некоторых конфессий, идеализировать положение не приходится. Г-жа Фокина по этому поводу заявила:
- Проблемы сохраняются. Это видно из одного только перечисления тех событий, что происходили в январе - марте этого года в религиозной сфере: судебный процесс по делу Дреничевой; закрытие церкви сайентологии в Караганде и уголовный процесс по делу такой же церкви в Алматы; многочисленные аресты баптистских лидеров на сроки от 5 до 10 суток; продолжающиеся рейды полиции по молитвенным собраниям. Последний такой рейд был буквально в прошлую пятницу в Семипалатинске в отношении ахмадийской общины, где полиция допрашивала присутствующих добровольно ли они находятся там, с каких пор посещают общину. Это и непрекращающийся поток нетолерантных статей в СМИ, разжигающих непримиримость в отношении религиозных объединений, как и подобные высказывания, официальных лиц.
Но, тем не менее, я хотела бы напомнить, что до начала казахстанского председательствования в ОБСЕ осталось ровно девять месяцев. Время есть. За это время, как известно, можно зачать и родить нового человека. И хочется надеяться, что те первые признаки "плода", что появились в самое последнее время, ко времени председательства в ОБСЕ приведут к рождению чего-то, что будет похоже на реальное выполнение республикой ее международных обязательств.

Фото с сайта http://toldot.ru