Религиозная культура и войны фанатиков

Чтобы далее не слишком утомлять читателей подобными тяжеловесными цитатами, позволю себе впредь несколько сокращать изложение всех регалий-званий делегатов-членов, а также по возможности избегать протокольно-документальных формулировок, неизбежных в работе любого секретариата.
Надеюсь, что делегаты Съезда и члены Секретариата не будут за это на меня в обиде, так как свою задачу вижу в популярном изложении для большей частью светского читателя, идей и сути съезда.
А идеи, при всей своей простоте, весьма не банальны. Например - нет ни одной официальной религии, которая бы являлась проповедником религиозной нетерпимости к представителям других диаспор, и как следствие, оправдывала бы агрессию в любом виде.
Лидеры всех официальных религий, от христианства и мусульманства, до буддизма и иудаизма - люди пользующиеся непререкаемым и заслуженным авторитетом и уважением среди своей паствы. И эти духовные лидеры, не только как люди цивилизованные и грамотные, но также и в силу своих религиозных убеждений и мировоззрений, также всегда принципиально за межрелигиозную терпимость, согласие и мир. То есть - элементарно.
Однако не секрет, что именно религиозные мотивы часто умело используются теми или иными "идейными вдохновителями" для разжигания локальных, а то и международных конфликтов.
Вот тут-то вроде как и натыкаешься на противоречие: кто же тогда эти "идейные вдохновители" и почему молчат официальные лидеры конфессий? Почему в каждой "горячей точке" всегда находится какой-нибудь экстремистски настроенный духовный вдохновитель, а миролюбивые официальные лидеры религий оказываются как бы в стороне? Во всяком случае, не способны повлиять на устраиваемые фанатиками кровопролития?
Поделился этими вопросами с представителями религиозных конфессий, прибывших в Туркестан. Опасался, что услышу в свой адрес обвинения в провокационных вопросах и атеистической агрессивности к представителям сана. И честно признаюсь, был обескуражен ответами своих собеседников.
Спокойно, без споров, объясняли мне делегаты, что задача религии - в развитии души человеческой. А оно невозможно без терпимости и культуры. В частности, культуры религиозной.
А что касаемо дел земных, то, конечно много упущений и недоделок в канцелярии любого духовенства. И возможности следить и влиять на разные экстремистско-фанатические течения у официальных институтов религии крайне ограничены. Хотя по сути их вообще не должно быть.
Коли договорились мы, что главная идея всех религий - развитие терпимости и культуры в душах людских, то и не с руки религиозным деятелям брать на вооружение методы спецслужб.
Хотя в деле идейной борьбы с экстремистами и необходим поиск каких-то более эффективных механизмов влияния, опять-таки согласованность и взаимодействие различных религиозных институтов. На это и направлена деятельность Съезда лидеров мировых и традиционных религий. Организованного, кстати, в прошлом году по инициативе и поддержке Президента РК Н. Назарбаева.
-Там, где исчерпаны все политические средства урегулирования конфликтов, мир должна принести религия, - такова основная мысль, не раз услышанная мною от участников Секретариата.
Честно говоря, я этой идеей проникся.
Второй Съезд лидеров международных и традиционных религий назначен на сентябрь будущего года.