Плата за дозу
Общественники Семея заявили, что необоснованно завышенное число жертв ядерных испытаний может оставить без поддержки реальных пострадавших. Если сегодня эти выплаты зависят от места проживания, то в ближайшем будущем медико-социальная помощь будет рассчитываться индивидуально в зависимости от полученной дозы радиационного облучения.
– Наиболее приемлемым является российский опыт, в соответствии с которым для граждан, проживавших и проживающих на территории, прилегающей к полигону, в период его действия, суммарная эффективная доза облучения составляет более 5 сЗв (зивертов). Таким образом, предлагается определить размер ежемесячного государственного социального пособия для граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на СИЯП, в зависимости от полученной эффективной дозы облучения, в следующих размерах: от 5 до 25 сЗв – 5 МРП, от 25 до 50 сЗв – 6 МРП, от 50 до 75 сЗв – 7 МРП, от 75 до 100 сЗв – 8,5 МРП и от 100 сЗв и выше – 10 МРП, – пояснил премьер-министр. – При определении размеров социальных выплат предполагаемая дополнительная потребность в год составит 114,2 миллиарда тенге, а прогнозная численность получателей, по данным исследователей, составит 1 438,5 тысячи человек.
Откуда взялись полтора миллиона?
– Давно пора распределять экологические выплаты индивидуально, а не по прописке. Сейчас ежемесячную экологическую надбавку получают все проживающие в Семейском регионе, независимо от того, где они жили во время проведения ядерных испытаний. Расчет выплат в зависимости от полученной дозы является социально справедливым. Но меня удивляет, откуда взялась такая цифра – 1 миллион 438 тысяч человек? – недоумевает Ольга ПЕТРОВСКАЯ, председатель общественного движения “Поколение”, которое более 20 лет занимается вопросами социальной защиты пострадавших от ядерных испытаний.
В государственном регистре пострадавших от воздействия испытаний на Семипалатинском полигоне число зарегистрированных едва превышает 300 тысяч человек, и почти треть из них – это уже умершие люди.
– Безусловно, изначально пострадавших было очень много. Но много людей уехало в другие страны, еще больше скончалось. Так откуда взялась липовая цифра – полтора миллиона пострадавших? Вывод можно сделать только один – показали всей стране, что хотели помочь пострадавшим, но таких слишком много и на выплаты нужна сотня миллиардов. А откуда такие средства в бюджете? И получится, что потолочное число испугает министерство экономики, денег не дадут, и на этом вопросе будет поставлена точка, – полагает Ольга Петровская.
Странная засекреченность
В “Поколении” убеждены, что хорошее начинание с новым расчетом пособий может обернуться пшиком из-за ореола непонятной засекреченности вокруг вопросов поддержки жертв ядерных испытаний.
– В НИИ радиационной медицины и экологии нам заявили, что не имеют права оглашать свои предложения, которые готовятся по заказу министерства здравоохранения, – возмущается председатель ОД “Поколение”.
Экстремальный туризм вместо пособий
С вопросом, что планируется сделать для пострадавших, общественники обратились к руководству Восточного Казахстана. И получили потрясающий ответ – реабилитация пострадавших будет основываться на развитии… экстремального туризма!
– Представлены предложения по медико-социальной реабилитации граждан, подвергшихся радиационному воздействию в результате деятельности СИЯП, – пояснила заместитель руководителя управления здравоохранения ВКО Гульнар ШАРИПОВА. – Во-первых, это экотуризм. В качестве примера успешного экологического туризма, приносящего финансовый доход государству, можно привести такие туристические объекты, как туризм в зону отчуждения Чернобыльской АЭС, а также туристические маршруты в Хиросиму.
По нашему мнению, наиболее приемлемыми путями популяризации радиационно-экологического туризма является создание музея, а также посещение таких объектов, как “Опытное поле”, Атомное озеро, площадки “Балапан”, “Дегелен”.
Во-вторых, санаторно-курортное лечение и оздоровление. В результате многолетних исследований выяснено, что курортное лечение способствует снижению количества обострений заболевания в 2,5–3 раза, снижению частоты госпитализаций – в 1,5–2 раза, снижение финансовых затрат на лечение – в 2–2,5 раза за счет уменьшения пользования медицинскими услугами, приема фармпрепаратов, лечения в стационарах, – заключила чиновница.
Общественники возмутились, что на вопрос о реальной помощи реальным пострадавшим они получили в ответ бизнес-проект по развитию туристических маршрутов на ядерный полигон.
СЕМЕЙ