Мы наложили объемы субвенций на уже знакомую вам карту. Верхняя цифра на регионе показывает объем помощи этому региону из республиканского бюджета или, если стоит минус, сколько денег (в млрд. тенге) эта область отдает центру. Нижняя цифра показывает отношение объема субвенций к размеру местного бюджета.
И сразу бросается в глаза, что только три региона – Алматы, Мангистауская и Атырауская области – независимы от помощи “сверху”, а сами помогают бюджету страны. Атырау отдает половину своих доходов, Мангистау – шестую часть. Алматы – только четверть, однако в реальном выражении это 83 миллиарда тенге – больше, чем Атырау и Мангистау вместе взятые.
Также видно, что совсем не на Астану уходят все бюджетные деньги. В 2014 году столица получит всего 4 миллиарда субвенций. А в 2015 году она, по планам, войдет в число доноров бюджета.
Основную долю бюджетной помощи получают самые густонаселенные области – Южно-Казахстанская (254,7 миллиарда) и Алматинская (123,9 миллиарда). По уровню помощи видно – эти два региона хуже всех используют человеческий потенциал. Еще 8 областей получат помощь, которая составляет более половины от их располагаемого местного бюджета.
На первый взгляд может показаться, что 12 регионов Казахстана экономически не самостоятельны и не состоятельны. Без помощи центра им не выжить. На самом деле это соответствует централизованной фискально-бюджетной системе, когда доходы регионов жестко контролируются за счет выбранной системы налогообложения.
Дело в том, что самыми значимыми доходами регионов являются налоговые выплаты с доходов граждан – налоги с физических лиц, с имущества и транспортных средств. Все остальные значимые налоговые поступления, прежде всего корпоративный подоходный налог, уходят в республиканский бюджет. Вот и получается, что местным властям можно лишь на бумаге показать, будто на их территории что-то там работает, а как работает – в принципе, не важно. Лишь бы платили зарплату местным работникам. А дефицит бюджета всегда покроют из Астаны.
Несправедливо? Да. Это видят все, и даже предлагают варианты разрешения проблемы. Так, в марте на совещании в правительстве аким Алматы Ахметжан ЕСИМОВ предложил оставлять хотя бы половину корпоративного подоходного налога (КПН) местным бюджетам для “мотивации и стимулирования заинтересованности местных исполнительных органов в повышении поступлений в государственный бюджет”. Но, судя по всему, это предложение не было принято.
Главный вывод, который можно сделать, глядя на эту статистику: местный бизнес в Казахстане не развивается. Более того, местные власти активно мешают этому – и цифры показывают, насколько ситуация критическая. На этом фоне говорить о полноценном развитии страны, по крайней мере, рано.
Для нормального экономического прорыва нужна реальная программа развития, которая позволит, максимально используя ресурсный и человеческий потенциал, совершить экономический рывок. Но этого пока нет. Большинство регионов по-прежнему надеется на помощь из “центра”.