Напомним, накануне сменились акимы четырех казахстанских регионов. Указом Главы государства Ералы ТУГЖАНОВ назначен акимом Мангистауской области. В должности акима он сменил своего сверстника Алика Айдарбаева, возглавлявшего регион с января 2013 года. Также сменился глава Карагандинской области. Нурмухамбет Абдибеков уступил свой пост Ерлану КОШАНОВУ. Новым акимом Акмолинской области Казахстана назначен Малик МУРЗАЛИН, сообщила пресс-служба главы государства. В должности акима 45-летний М.Мурзалин сменил 64-летнего Сергея Кулагина, возглавлявшего регион с мая 2014 года. А новым главой Северо-Казахстанской области (СКО) стал Кумар АКСАКАЛОВ, который сменил на этой должности Ерика Султанова.
За соответствующими комментариями о том, чем вызваны такие многочисленные ротации и что они за собой влекут, мы обратились к отечественному политологу Эдуарду ПОЛЕТАЕВУ.
- С чем связана столь массовая смена акимов региона, если же рассматривать этот вопрос по каждой области конкретно?
- Регионы, куда назначили этих акимов, достаточно сложные. К примеру, в Северо-Казахстанской области не самое благополучное социально-экономическое положение. Мангистау всегда уделяется особое внимание, потому что это один из бюджетообразующих регионов нашей страны. Если же взять Караганду, то это индустриальный регион, а в недавнем Послании Президента на индустриализацию сделался особенный акцент.
Эдуард Полетаев. Фото - Dialog.kz
Необходима «свежая кровь». Однако нельзя сказать, что прежние акимы как-то плохо проявили себя на своих постах, поскольку никаких публичных претензий в их адрес высказано не было. Наоборот, когда представляли новых региональных глав, было упомянуто, что та или иная область за последнее время добилась определенных успехов. Ну а в последнее время политическая жизнь в Казахстане была довольно бурной: Послание Президента, политическая конституционная реформа, - а в завершении мы уже перешли к ротации акимов. Вообще, смена руководителей в Казахстане – процесс перманентный, так что я не вижу в этом никакой сенсации. Более того, вполне возможно, что в скором времени произойдут новые переназначения.
- Зачастую акимом области назначали уроженца этого же региона. Сейчас же назначенцами стали, так сказать, «аппаратные» чиновники. Какие плюсы и минусы вы можете отметить?
- Они не только «аппаратные» чиновники, у них у всех есть опыт работы в регионах. Другое дело, что они не занимали первые должности, некоторые были заместителями. Сейчас фактор политического госслужащего, кем и является аким, подразумевает быть не только крепким хозяйственником, но также и в условиях информационной открытости думать об имидже и о том, как население региона воспринимает деятельность своего руководителя. Не секрет, что человек может круглые сутки находиться на работе и добротно делать свое дело, но при этом проигрывать в информационном плане. Сейчас очень легко подпортить имидж любому руководителю. Так что я думаю, что опыт и аппаратной, и хозяйственной работ сыграют свою роль – эти люди подготовлены к политической должности.
Но и еще нужно учитывать возрастной фактор – смена руководителей на более молодых чиновников. Хотя это коснулось не всех регионов. В Актау, если я не ошибаюсь, оба акима 1963-го года рождения. А, например, в Акмолинской области пришел человек на 18 лет моложе своего предшественника. В определенной мере, этот момент тоже играет немаловажную роль. Как-никак, свежие силы.