В Таджикистане, скорее всего, ничего нового не произойдет, если не считать таковым укрепление существующей власти и дальнейшее ухудшение экономической ситуации.
А в Узбекистане продолжится демографический рост.
Казахстану же придется осуществлять свои лидерские функции в регионе на фоне всех этих процессов. Да и просто выживать в осложненном объективными факторами геополитическом пространстве.
Обо всем этом говорили на круглом столе "Трансформация политических режимов в странах Центральной Азии", проведенном Институтом политических решений.
Главный доклад представителя Института был посвящен прошедшим на днях выборам в Киргизии и перспективам этой республики. Про выборы все было и так ясно, а вот с будущим…
Эксперт Александр Князев называет процессы, идущие в этой стране, "архаизацией". То есть, возвращением к тем неформальным, но важнейшим политическим и ментальным формам власти и организации общества, какими они были еще до присоединения этой территории к России. Но если это так, то наш южный сосед станет менее предсказуем, что для Казахстана не слишком хорошая новость.
Правда, некоторые эксперты говорили, что в Кыргызстане кризис сыграл положительную роль, напугав правящую элиту и заставив ее, наконец-то, думать об экономическом развитии. Кстати, эксперт из Бишкека Аза Мигранян как положительный для Киргизии факт охарактеризовала такое последствие кризиса, как сужение активности в этой республике казахстанских банков: это не позволило "раскрутиться" в финансовом секторе страны ипотечной "спирали", со всеми вытекающими из нее и хорошо известными нам в Казахстане, последствиям.
Сейчас официальный Бишкек пытается затянуть к себе в страну крупный российский бизнес, в том числе и через передачу под его контроль предприятий бывшего советского оборонного комплекса. Российские деньги помогают поддерживать социальную стабильность в республике: на это расходуется кредит в несколько сотен миллионов долларов, выделенный Москвой. Эксперты возлагают определенные надежды и на то, что подешевевшие в результате кризиса больше прежнего промышленные активы Кыргызстана также привлекут частный российский бизнес.
Сравнительно мало пострадала соседняя с нами страна и от сокращения рынка труда для мигрантов в России и Казахстане: в отличие от граждан Таджикистана, кыргызстанцы работали, в основном, в сфере торговли и обслуживания, а эти направления пока не так сильно "просели", как строительство. Так что, может еще и повезет нам - и с этой стороны у Казахстана не возникнет больших проблем.
Но Кыргызстан, при всем уважении к родине Манаса, не та страна, от внутриполитических и экономических процессов в которой будет во многом зависеть и развитие ситуации в регионе в целом. Иное дело - Узбекистан.
Демографическая динамика в нем будет определять и политическую, и экономическую. Бахтиер Эргашев, сотрудник Центра экономических исследований при службе Государственного Советника Президента Республики Узбекистан, заявил на круглом столе: к 2025 году население страны достигнет 33 млн. человек, из которых 22 млн. будет составлять сельское население. А к 2040 ожидается более 40 млн. человек.
Здесь есть над чем задуматься соседям, и, в первую очередь, Казахстану, единственной стране Центральной Азии, которая обладает большими неосвоенными территориями.
Но быстрее всего весь наш регион ощутит проблемы от узбекской демографии все в том же, традиционном для нас, проблемном водном вопросе.
При сохранении нынешних трендов, Узбекистану воды понадобится на 25% больше, чем сегодняшний объем водозабора. Что найти "излишки" внутри самой страны негде, ясно каждому. Сокращается и соотношение площади поливных земель в расчете на душу населения.
Узбекские эксперты видят выход в ускоренной индустриализации экономики страны. Что из этого получиться, неизвестно. До сих пор экономические реформы, предпринимавшиеся Ташкентом, носили очень противоречивый характер.
Казахстанским экспертам, в том числе, и в сфере стратегического планирования, есть над чем поразмыслить…
Рисунок с сайта http://dic.academic.ru