Реформа управления. Изменения в Конституцию Казахстана выносятся на всенародное обсуждение

В течение месяца казахстанцы смогут высказать свое мнение о предстоящей трансформации политического устройства страны и перераспределении президентских полномочий.

Над проектом корректив в Основной закон страны работала специально созданная рабочая группа. Внесенные ею предложения касаются прежде всего перераспределения полномочий между ветвями власти, в частности, усиления роли парламента и подотчетности правительства перед депутатским корпусом, а также обеспечения большей самостоятельности и ответственности исполнительной ветви власти.

Президент страны назвал предложенные поправки своевременными, но посчитал, что участвовать в их обсуждении должна вся страна. В среду, 25 января, Нурсултан Назарбаев выступил с соответствующим обращением к казахстанцам, подчеркнув: сильная президентская вертикаль нужна была в ходе преодоления трудностей становления государства, теперь же ситуация изменилась, и нынешняя реформа нацелена на повышение эффективности системы управления.

– Суть предлагаемой реформы состоит в серьезном перераспределении властных полномочий, демократизации политической системы в целом. Для Президента в новых условиях приоритетами станут стратегические функции, роль верховного арбитра в отношениях между ветвями власти. Глава государства сконцентрируется также на внешней политике, национальной безопасности и обороноспособности страны, – сообщил Президент.

Предполагается, что за социально-экономические процессы в стране полностью должны отвечать правительство, министерства и акиматы. Соответствующие полномочия Президента перейдут им. Парламент тоже получит дополнительные возможности. Например, победившая на парламентских выборах партия будет решающим образом влиять на формирование правительства.

– Исходя из этого, будет закономерным, если правительство станет слагать полномочия перед вновь избранным мажилисом, а не Президентом, как это было раньше, – пояснил Нурсултан Назарбаев. – Следует упростить порядок выражения недоверия членам правительства со стороны палат парламента. Это усилит контроль законодательной ветви власти за исполнительной.

Планируется также передать правительству право утверждения государственных программ, оно и будет нести за них полную ответственность. В общей сложности около 40 полномочий президента могут быть переданы в правительство или парламент.

– Учитывая важность предлагаемых мер, я решил вынести на всенародное обсуждение проект конституционных реформ, – отметил Президент.

Дискуссия о предстоящей реформе продлится до 26 февраля 2017 года. Рабочая группа должна проанализировать все высказанные мнения, обобщить предложения и внести на рассмотрение главы государства доработанный законопроект.

Мнение

С учетом современных вызовов

Бакыт НУРМУХАНОВ, руководитель отдела правовой экспертизы аппарата Конституционного Совета РК, кандидат юридических наук:

– Анализируя поправки, условно их можно разделить на несколько блоков, суть которых заключается в следующем.

Право собственности неприкосновенно

Во все времена право собственности занимало центральное место в жизнедеятельности государства и общества и выступало основой экономической активности и благосостояния граждан. Вложение инвестиций, развитие частного предпринимательства, института наследования предопределяют необходимость создания надежной правовой базы, обеспечивающей стабильное и поступательное развитие отношений собственности, незыблемость прав собственников.

Действующая Конституция в статье 26 гарантирует право частной собственности граждан Республики Казахстан, хотя гражданским законодательством этим правом наделены также и иностранцы, и лица без гражданства. В этой связи предлагается на конституционном уровне закрепить принцип, согласно которому право собственности неприкосновенно, не допускается принятие законов и иных правовых актов, ограничивающих или лишающих права собственности на имущество, приобретенное законным путем, если иное не предусмотрено Конституцией.

В целях обеспечения равных возможностей для всех субъектов отношений собственности и дальнейшего улучшения инвестиционной привлекательности страны в указанной конституционной норме слова “граждане Республики Казахстан” предлагается заменить словом “каждый”, что позволит создать условия для надлежащей реализации имущественных прав иностранцев и лиц без гражданства. Тем самым усиливаются гарантии права частной собственности.

Формирование правительства и его подконтрольность

О повышении роли парламента и его палат в системе государственного управления свидетельствуют нормы, направленные на расширение форм участия мажилиса парламента при формировании правительства, а также усиление механизмов подконтрольности и подотчетности правительства или его членов парламенту и его палатам.

Важным нововведением является порядок образования правительства. Предлагается установить, что премьер-министр вносит представление главе государства о структуре и членах правительства после консультаций с мажилисом парламента. В таком же порядке рекомендуется освобождать членов правительства от должности. Это не касается министров иностранных дел и обороны, назначаемых и освобождаемых Президентом самостоятельно. При этом сохраняется действующий порядок назначения Президентом республики премьер-министра – после консультаций с фракциями политических партий, представленных в мажилисе, и с согласия мажилиса парламента.

Представляет интерес положение, что правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным мажилисом парламента. Сегодня это делается правительством перед вновь избранным Президентом республики. Это вполне оправданно в условиях, когда правительство формируется в тесном контакте с фракциями политических партий, обновление которых в мажилисе парламента в результате проведенных выборов соответственно должно повлечь и обновление правительства. При этом нельзя полагать, что глава государства отодвигается на второй план. В случае неудовлетворения работой правительства за Президентом страны сохраняется право принять решение о прекращении полномочий правительства и освобождении от должности любого его члена.

С целью усиления механизмов подконтрольности правительства парламенту и его палатам предложено определить, что правительство в своей деятельности ответственно перед Президентом, мажилисом парламента и парламентом.

Об основных направлениях деятельности правительства премьер-министр обязывается докладывать не только Президенту, но и мажилису парламента.

Упрощается процедура реализации инициативы палат парламента об освобождении от должности министра в случае неисполнения им законов. Для этого достаточно принятия квалифицированным большинством соответствующего обращения к Президенту республики.

Передача или исключение некоторых полномочий Президента республики

Правительству предлагается передать некоторые полномочия главы государства, которые не затрагивают основополагающие конституционные положения. Это: утверждение государственных программ, единой системы финансирования и оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета (глава государства будет их согласовывать); образование, упразднение и реорганизация центральных исполнительных органов, не входящих в состав правительства, и решение кадровых вопросов в отношении их руководителей.

Предлагается исключить право главы государства отменять либо приостанавливать действие актов правительства и премьер-министра. Вместе с тем Президента республики рекомендовано наделить правом обращения в Конституционный Совет о рассмотрении вступившего в силу закона или иного правового акта, в том числе правительства, на соответствие Конституции. Это может быть связано с интересами защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения национальной безопасности, суверенитета и целостности государства.

Поправки в статьи 79, 81 и 83 Конституции направлены на уточнение требований к судьям судов республики, компетенции Верховного суда и прокуратуры и создают более гибкую правовую основу для модернизации судебной системы и прокурорского надзора в соответствии с современными реалиями.

Особо хотел бы обратить внимание на поправки в статью 91 Основного закона. Теперь к числу конституционных ценностей, которые не могут быть изменены, наряду с унитарностью, территориальной целостностью государства, формой правления рспублики предложено отнести и независимость государства. Специально за соблюдением этих конституционных положений, судя по проекту, должен следить Конституционный Совет. Для этого в пункте 3 статьи 91 устанавливается, что изменения и дополнения в Конституцию Республики выносятся на республиканский референдум или на рассмотрение парламента при наличии заключения Конституционного Совета об их соответствии отмеченным требованиям.