Реформа правоохранительной системы должна быть основана на научной проработке - Асет Исекешев

В Алматы проходит международный "круглый стол" на тему «Актуальные вопросы модернизации правоохранительной и судебной системе в Казахстане», передает МИА «Казинформ».

Модератором мероприятия выступает почетный президент Казахстанской криминологической ассоциации, заместитель исполнительного директора Фонда Нурсултана Назарбаева Игорь Рогов. Он высоко оценил роль политики Елбасы и заявил, что в стране были созданы новые правоохранительные и судебные системы, которые постоянно совершенствовались.

- Последняя крупная реформа была проведена в 2014 году. Были приняты Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы нового поколения. Эти кодексы в значительной мере продвигают Казахстан к европейской модели в построении правоохранительной и судебной систем, - сказал он.

В своем приветственном слове помощник Президента - секретарь Совета безопасности РК Асет Исекешев отметил, что реформа судебно-правоохранительных систем не просто комплекс каких-то международных практик, управленческих правлений, она должна быть основана на базе очень серьёзной научной проработки.

- Одной из важнейших реформ в Казахстане является обеспечение принципа закона. Верховенство закона становится реальностью, когда в правовом государстве без коррупции безупречно работает правосудие. А правоохранительная система пользуется высоким уровнем доверия населения. Это долгосрочный ориентир в рамках пяти институциональных реформ, плана нации "100 шагов", обозначенных Первым Президентом - Елбасы, - сказал А. Искешев.

По его словам, в текущем году в своем Послании глава государства Касым-Жомарт Токаев четко определил основные направления модернизации правоохранительной и судебной системы в Казахстане. «За последние 25 лет число убийств и тяжких телесных повреждений, разбоев снизилось в несколько раз.

Например, в 1996 году было совершено более 2600 убийств, а в 2019 году - 845, или в три раза меньше. Тяжких телесных повреждений также уменьшилось - в три раза меньше за этот период, разбоев - более чем в шесть раз меньше», - заметил Асет Исекешев. Он добавил, что в Глобальном индексе миролюбия, который отражает уровень безопасности для жизни человека, Казахстан в прошлом году занял 64-е место и намного опередил другие страны СНГ.

Асет Исекешев добавил, что граждане указывает на невысокий уровень доверия к полиции, на ненадлежащее качество досудебного расследования и судебных актов. Аналогичные сигналы поступают и от бизнес-сообщества.

- С другой стороны, очень важно, чтобы реформы не привели к снижению эффективности борьбы с преступностью, с коррупцией теневой экономики. К судебным, а в особенности к правоохранительным системам во многих странах, в том числе и нашей, приковано пристальное внимание общественности. Любая ошибка вызывает сразу большой общественный резонанс и активную полемику. Порой это приводит к скоропалительным выводам. Сейчас становится очевидно, что к реформе судебной и правоохранительной сфер нужен очень бережный подход, - сказал спикер.

Помощник Президента также отметил, что концептуально суть реформ - это то направление, что правоохранительные и судебные системы должны трансформироваться в совокупность государственных и сервисных организаций.

По его словам, при Администрации Президента создана специальная комиссия, которая отчитывается Высшему совету по реформам, и на постоянной основе эта работа находится на контроле Президента страны.

- В состав комиссии и двух ее рабочих групп вошли представители госорганов, ведущие ученые, правоведы, практики, представители адвокатских сообществ и другие. В ходе работы тщательно изучается международный опыт, лучшие практики, результаты криминологических и других научных исследований и социологических опросов. Особое внимание уделяется анализу жалоб граждан и предпринимателей, СМИ в соцсетях, а также жалобы на госорганы, - добавил Исекешев.

Он добавил, что по прошествии нескольких месяцев этой активной работы определены основные векторы предстоящей модернизации в правовой системе нашего государства.

«Первое. Это преобразование в судебной системе. Самым важным для успеха правового государства является справедливое и беспристрастное правосудие. Здесь и в Послании, и задачах комиссии определены задачи, как обеспечение реальной независимости судей, их профессионализма, поскольку, проявляя принципиальность и профессионализм при рассмотрении дел, суды становятся очень мощным фактором для повышения качества работы правоохранительных органов и в целом деятельности госорганов. Этот факт очень важен для обеспечения благоприятного бизнес-климата.

Также в качестве направления определены мероприятия по упрощению судопроизводства и укреплению независимости судей, новые подходы к формированию судейского корпуса и глубокого внедрения IT-технологий. В целом новые подходы к профессионализму кадров и модернизации процедур посредством их оптимизации, внедрения новых технологий, прежде всего цифровизации, станут общими трендами для судебной и правоохранительных систем.

Второе. Прогрессивный уголовный процесс. Мы четко видим вектор развития. Те государства, которые обеспечены высокой степенью верховенства закона, автоматически получили преимущество в построении конкурентоспособной экономики. Общие черты правовых систем наиболее развитых стран ОЭСР служат моделью для развития отечественной системы. По определению, он должен стать трёхзвенным с четким функциональным разделением ответственности между органами расследования: прокуратурой и судом. Планируется оптимизация уголовного законодательства с коррекцией Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов. Будет очень серьезная научная методическая проработка данных законопроектов.

Третья. Переход к сервисной модели работы. Правоохранительное органы должны превратиться в сервисную структуру, обеспечивающую надлежащий уровень безопасности населения и его удовлетворённость», - заявил Асет Исекешев. Он рассказал о стабильности законодательства.

- Это достаточно непростая задача, поскольку законы, которые обеспечивают деятельность судов и правоохранителей, должны быть скорректированы так, чтобы были стабильными и обеспечены нормальной работой на протяжении десятилетий. Задача планируется отразить концепции правовой политики, которая сейчас разрабатывается на период с 2020 по 2030 год, - заключил он.