Реформа ОБСЕ: лучше поздно, чем никогда

В прошлое воскресенье Кремль на официальном сайте опубликовал проект договора. Ранее его текст был разослан главам государств и международных организаций, которым Россия предлагает подписать документ.
В нем отмечается, что участники договора не должны предоставлять свою территорию и использовать территории других участников для подготовки вооруженных нападений на одно или несколько государств, подписавших документ. Если у руководства одной из стран возникнет подозрение, что кто-то из участников договора угрожает ее безопасности, она вправе запросить по дипломатическим каналам информацию о беспокоящих фактах и передать ответ остальным участникам договора.
Для рассмотрения вопросов безопасности, разногласий и споров Медведев предложил устраивать консультации, а также созывать конференции и чрезвычайные конференции. Конференция собирается по предложению не менее чем двух участников договора, в ней должны участвовать две трети стран, подписавших документ. Основанием для чрезвычайной конференции является вооруженное нападение на кого-либо из участников.
В то же время, оценивая эти предложения в контексте происходящих в последнее десятилетие событий, невольно приходишь к выводу о том, что целом предложение Дмитрия Медведева принять новый Договор о европейской безопасности является запоздалым. В условиях, когда само понятие "международное право" по сути превратилось в фикцию и им оперируют при любом удобном случае, когда вмешательство во внутренние дела государства, нередко заканчивающееся даже насильственным изменением международно признанных границ выдается за шаг осуществляемый в русле международного права, принятие нового Договора о европейской безопасности представляется более чем актуальным.
В 1975 году в Хельсинки страны, подписавшие Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе установили единые правила игры, которые легли в основу международной системы безопасности. Они более или менее эффективно действовали до 1990-х годов. Затем началась их эррозия, увенчавшаяся симметричными актами признания Косова с одной стороны и признания Абхазии и Южной Осетии - с другой. В условиях правового нигилизма, являющегося нормой и практикой международной политики сегодняшнего дня возникла необходимость предложить новую формулу, которая хоть как-то соответствовала бы политическим реалиям первой половины текущего столетия.
Предложение Медведева именно в эти дни является далеко не случайным. Считанные недели остаются до того момента, как в следующем году Казахстан - один из ближайших союзников России, станет председателем ОБСЕ. Совпадение позиций лидеров обоих государств по данному вопросу может привести к тому, что тема станет доминирующей в повестке дня председательствования Казахстана в ОБСЕ. Не исключено, что существует определенная договоренность обоих лидеров на этот счет. В последнее время именно с позицией Нурсултана Назарбаева связываются надежды на реформирование ОБСЕ и формирование новой модели европейской безопасности.
Известный своими инициативами по созданию новых и укреплению уже имеющихся интеграционных объединений Казахстан, по всей видимости, приложит максимум усилий для того, чтобы добиться существенных сдвигов в осуществлении так называемого процесса Корфу. Он наряду с прочими целями предусматривает повышение эффективности ОБСЕ, и, в частности, принятие проекта устава ОБСЕ и предложение о согласовании четких и общеприемлемых правил, которые бы лежали в основе деятельности различных институтов ОБСЕ.
Стоит лишь бросить беглый взгляд на карту, чтобы убедиться в том, что многие проблемные государства, являющиеся членами организации, находятся на ее восточном полюсе, там, где, собственно, и располагается страна-председатель. При этом, под словом "проблемные" следует подразумевать страны, которые больше чем кто-либо подвергаются всевозможного рода угрозам, главными из которых являются сепаратизм, религиозный экстремизм и терроризм. Именно эти государства остро нуждаются в формировании четко установленных обновленных норм и правил, которые бы позволяли эффективно справляться со всеми угрозами.
Таким образом, Казахстан, по сути, кровно заинтересован в решении стоящих проблем, тем более что они позволят открыть ему путь к решению всех тех внешнеполитических задач, которые эта страна перед собой ставит. Осуществление собственных инициатив в статусе председателя ОБСЕ будет куда продуктивнее.
Конечно, у Назарбаева может, и, скорее всего, есть свой собственный взгляд на реформу ОБСЕ, но вряд ли стоит сомневаться в том, что он не совпадает с задачами процесса Корфу.
В любом случае сегодня ясно одно - вряд ли Казахстан упустит исторический шанс стать реформатором ОБСЕ, а российские инициативы ему только на руку.

Ильгар Велизаде, политолог, специально для Караван.kz

Автор: Караван.kz