«Рыжий, рыжий, конопатый!»
Казалось бы, какие проблемы могут быть у малышни? Ну, подумаешь, обзывают рыжим или ушастым! В чем беда-то? Да в том-то и дело, что для ребенка это беда. Жил он себе, жил и не знал, что цвет волос или форма ушей могут стать причиной насмешек. Для нежной детской психики осознание своей ущербности (пусть и надуманной) может оказаться пагубным. Ребенка надо учить адекватно реагировать на прозвище. Рыжим в этом плане проще всех. О них и песни утешительные сочинили, и мультик создали. Посмотрите с ребенком мультфильм «Веселая карусель», где звучит песенка «Рыжий, рыжий, конопатый». Пусть малыш поймет, что он не исключение из правил, а всего лишь один из многих. Или научите его отвечать на прозвище словами популярной некогда песни: «Не рыжий я, а золотой!» Чаще награждайте его ласковыми эпитетами: «золотце», «солнышко», «рыжик»... Тогда негативный оттенок школьного прозвища сильно поблекнет. Если ребенка дразнят за оттопыренные уши, измените его прическу так, чтобы эта особенность не слишком бросалась в глаза. А еще напомните, как лопоухий герой Маколея Калкина в семейном фильме «Один дома» ловко расправился с грабителями, а сам Калкин приобрел всемирную славу. И главное – внушите обиженному чаду, что смеяться над физическими особенностями человека недостойно. Это занятие для людей недалеких и невоспитанных, а их мнение не стоит принимать во внимание.
Толстый и тонкий
Объектом насмешек часто становится полные дети. Чего только не слышат бедные «пампушки» в свой адрес! «Пончик», «колобок», «Винни Пух» – далеко не самые обидные клички. Устраните причину насмешек – лишний вес, тем более что избавляться от него нужно в любом случае. Обследуйте ребенка. Если он болен – лечите. Если здоров, но все же страдает избыточной массой тела, скорректируйте его рацион. Да и в спортивных школах, клубах и секциях сегодня нехватки не наблюдается. Правда, снижение веса – процесс долгий. А что делать прямо сейчас? Можно посоветовать ребенку дать обидчику… нет, не в нос, а симметричный ответ. И на обращение «Эй, толстый!» приветливо откликаться: «Слушаю тебя, тонкий!» Такой «классический» подход к ситуации позволит малышу продержаться до того момента, когда он сможет похвастаться стройной фигурой, а кличка потеряет свою актуальность. Здесь важно проявить чувство меры. Ответное прозвище должно лишь констатировать очевидный факт (обидчик имеет худощавое телосложение), но не обижать.
Блиновы, Горшковы, Комаровы
Отдельная песня – клички как производные от фамилий. Что делать детям с фамилиями Блинов, Горшков или Комаров? Возможны несколько вариантов действий:
1. Объясните ребенку, что своей фамилией, какой бы она ни была, нужно гордиться. Потому что это фамилия самых дорогих для него людей: родителей, бабушки, дедушки. И не беда, что папу в школе тоже называли «комаром», как и дедушку. Это не помешало им стать уважаемыми и успешными людьми.
2. Расскажите малышу, что фамилия «Блинов» принадлежит легендарному хоккеисту, «Комаров» – не менее знаменитому космонавту, а известных Горшковых и вовсе не счесть, как, впрочем, и Козловых. «Погуляйте» вместе с ребенком по Интернету! Вы удивитесь, сколько достойных людей является вашими однофамильцами. А ведь и их наверняка дразнили в школе из-за фамилии.
3. Предложите ребенку воспринимать прозвище как никнейм в онлайн-игре. А ник может быть каким угодно, и глупо на него обижаться.
4. Если малыш продолжает болезненно воспринимать свою кличку, посоветуйте ему вовсе ее игнорировать и откликаться только на собственное имя.
Принцип талиона
И все же прозвища – это полбеды. А если ребенка унижают и даже поколачивают? Здесь без вариантов – привлекайте к решению проблемы учителя и родителей обидчиков. Практика показывает, что щадящие методы в данном случае малоэффективны.
Хотите пример из жизни? Однажды мама школьника, которого обижали одноклассники – братья-близнецы – обратилась за помощью к психологу и получила неожиданный совет: «Сочиняйте стихи!» Ну, не то чтобы стихи, а кричалки, шумелки, вопилки… Эти «малые поэтические формы» должны быть меткими, как эпиграммы, но без сатирической составляющей, то есть опять-таки необидными. И вот когда в очередной раз задиры предприняли атаку, малыш выпалил кричалку, сочиненную мамой: «Влад с Данилой – забияки! Они очень любят драки!» Класс засмеялся, братья опешили и на время притихли. Но как только пришли в себя, возобновили военные действия.
Слышу возмущенные возгласы отцов семейств: «Да какие стихи! Сдачи давать надо!» А вот с этим советом будьте осторожнее. В данном случае принцип талиона (равного возмещения причиненного вреда) чреват опасными последствиями. Ветхозаветный догмат «око за око, зуб за зуб» может воплотиться в жизнь буквально. И тогда отвечать придется уже вам. Кроме того, закон «Об образовании в РФ» обязывает обучающихся «уважать честь и достоинство других обучающихся». А законы надо соблюдать. Так что гасите конфликт совместными усилиями семьи и школы. В приведенном выше примере ситуация именно так и разрешилась.
На выпускном утреннике в одном детском саду психолог напутствовала родителей следующими словами: «Любите и защищайте своих детей! Хотя бы до тех пор, пока они не научатся защищать себя сами». Как? Путем воспитания высокой самооценки, завоевания авторитета и умения договариваться с обидчиками.