Реанимация биопромышленности: скажем ящуру "нет"

Конференция в настоящий момент проходит в Алматы. В южную столицу съехались ветеринары и фармакологи из ряда стран ближнего и дальнего зарубежья: Китая, Монголии, России, Франции, Голландии. Тусовка получилась достаточно представительной…
Как известно, коровье бешенство, птичий грипп, сибирская язва, ящур - в последнее время приобрели широкую известность в связи с их небывалым распространением. В том числе эти заболевания имеют четкий политический подтекст: в свете борьбы с мировым терроризмом. Общественность часто пугают тем, что штаммы этих болезней используются в боевых, диверсионных целях, и они находятся в сфере интересов передовых спецслужб мира и террористов.
Но если уж экономически развитые Америка и Европа стонут от этих заболеваний, применяя при этом репрессивные меры по уничтожению зараженных животных, то в наши страны таким заболеваниям попасть намного легче.
И все это благодаря не всегда и не всем чистым на руку чиновникам из СЭС, ветконтроля и проч., которые ни за что не отвечают, когда выдают различные разрешительные справки.
В прессе периодически возникают скандалы, связанные с эпидемиями данных заболеваний. А приведенный список далеко не полон. К примеру, широкой общественности не известен такой вид ящура, как Азия-1, который был зарегистрирован в Таджикистане Международным Эпизоотическим бюро в начале этого года - 12 января. А трудно ли такому ящуру попасть в Казахстан?!
Цена вопроса: транспортировка и сумма взятки. То есть, вопрос времени.
В нашей республике и без того периодически возникают вспышки и даже эпидемии различных болезней среди животных. Правда, об этом не всегда становится известно широкой публике. А ведь множество болезней у человека возникает благодаря именно не очень здоровой животной (мясомолочной) продукции.
И как показывает практика, многочисленные чиновники из СЭСов, ветнадзоров и прочих соответствующих органов не способны контролировать ситуацию. И этому несколько причин. Об одной из них сказали: плохая материальная база, отсутствие химических и биологических препаратов. И плюс еще коррупция отдается эхом.
Не так давно центральный колхозный рынок именуемый "Зеленым базаром" алматинская городская СЭС хотела закрыть. Причина - плохое санитарное состояние рынка. Но рынок почему-то не закрыли. Неужели, на рынке навели санитарную чистоту как в больничной палате?! Хорошо, если бы это случилось хотя бы после второго пришествия. Значит, вопрос с открытием удалось как-то решить.
Справедливости ради хочется сказать, что примерно схожую картинку по санитарной чистоте можно наблюдать на многих казахстанских рынках.
Хотя представитель СЭС сказал, что там состояние еще более-менее терпимое, и относительно выдерживаются стандарты. Гораздое опаснее приобретать молоко и мясомолочную продукцию у уличных и дворовых торговцев, которые по утрам всех будят зычным призывом: "М-о-л-о-к-о-о-о-о!".
Их продукцию точно никто не проверял на наличие палочек, бактерий и прочих форм жизни.
По словам участников конференции, самая неблагополучная санитарная ситуация, конечно же, складывается на селе (которое и поставляет часть продукции в город).
Производители ветеринарной фармацевтической продукции на пресс-конференции привели статистику по заболеваниям. Подавляющая часть названий этих заболеваний не известна широкой публике. Но все равно мы попробуем опереться на нее.
Итак, по данным специалистов ветеринарной и санитарно-эпидемиологической службы РК, стало известно, что за период девяти месяцев уходящего 2004 года зарегистрировано 11 случаев заболеваний сибирской язвой, 35 неблагополучных пунктов по бешенству, 15 очагов пастереллеза, более 3 тысяч человек были заражены бруцеллезом от больных животных. И это далеко не полный букет.
Во-первых, перечислять весь список болезней займет много места и времени, ведь животноводы и вирусологи отмечают более ста разновидностей болезней у животных.
По данным Кенеса Оспанова, директора республиканской санитарно-эпидемиологической станции РК, динамика увеличения заболеваний людей из-за потребления нездоровой мясной продукции составляет около 9% по сравнению за аналогичный период прошлого 2003 года. На сегодняшний день число заболевших составляет 3220 человек. Связано это с ростом поголовья скота.
Вот они парадоксы экономического роста. С одной стороны, поголовье скота растет, а с другой стороны, увеличивается риск заражения.
Не спокойна ситуация на южных рубежах нашей Родины. К примеру, в пограничных районах Жамбыльской, Южно-Казахстанской и Кзылординской областей заболеваемость населения одним только бруцеллезом превышает среднеобластные показатели в диапазоне от 1,5 до 3,5 раз. На долю этих трех областей приходится 84% заболеваний в сравнении со всем Казахстаном. Следовательно, именно юг является самой большой зоной риска. Группой риска в данном случае являются сельчане, крестьяне, которые находятся в непосредственном контакте с животными.
Производители ветеринарных микстур среди причин распространения ужасающих заболеваний, указывают на то, что в Казахстане не налажено в полной мере производство препаратов, используемых для лечения инфекций, которые уже упоминались: сибирская язва, эмфизематозный карбункул, брадзод, инфекционная энтеротоксимия, вирозы. Во время чтения таких слов можно не только язык сломать, но и ужасно хочется помыть руки.
Кроме того, отмечается также отсутствие и диагностических средств, используемых при лейкозе крупного рогатого скота. Ощущается острый дефицит дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств.
Следующее предложение никого не должно оставить равнодушным - прямая цитата из пресс-релиза: "Состояние недостаточной эффективности ветеринарной и эпидемиологической службы становится все более нетерпимым".
И это в период небывалого профицита бюджета - когда денег некуда девать. Не зря ведь премьер Ахметов на заседании правительства, мягко говоря, сетовал, по поводу того, что некоторые министры в совокупности не смогли освоить 83 млрд. тенге.
А это уже ставит под сомнение их компетенцию и профпригодность. Кстати, Даниал Кенжетаевич пообещал им, что "разговор будет не простым - приготовьтесь!".
Что сегодня происходит в Казахстане с производством ветеринарных фармацевтических препаратов? По словам участников этого рынка и производителей, здесь насчитывается немногим около десятка заводов, которые находятся в частном секторе. Сегодня в нашу республику завозятся препараты из ближнего и дальнего зарубежья. Среди стран ближнего зарубежья, бесспорным лидером по производству зооветеринарных препаратов, конечно же, является Россия. И снова парадоксы. Казалось бы, границы сегодня открыты - завози - не хочу, а в стране наблюдается дефицит микстур.
Когда-то на всю республику работал один чахлый государственный биокомбинат, который умер, скорее всего, своей смертью - от старости, нехватки денег и конкурентоспособности.
Что самое примечательное, сегодняшним казахстанским лидером в производстве зооветпрепаратов является завод, расположенный в небезызвестном городе Степногорске. Именно за этим городом тянется "нехорошая слава" по производству боевых отравляющих штаммов.
По крайней мере, наши американские друзья проявляют к этому провинциальному городку пристальное внимание. Когда-то там работал наш бывший соотечественник Канатбек Волибеков, в миру известный как Кен Волибек, бывший засекреченный военный биохимик, занимавшийся как раз разработками в области бактериологического оружия в бытность СССР. Сегодня он трудится на славные Соединенные Штаты.
Кстати, инициатором данной 1-й международной конференции является именно Степногорское фармакологическое предприятие "Вита-СТ". На пресс-конференции руководство данного предприятия и сотрудники рассказали о своих успехах.
Предприниматели от зооветеринарного бизнеса и производства отметили, что одним из залогов их выживания является государственное участие в их жизнедеятельности в виде тендеров и госзакупок. И к этой системе у производителей есть ряд претензий, к примеру, по тем же срокам: время для исполнения заказа отпускается ничтожно мало и технологически неверно.
А если предприятие не выиграет тендер - все труды, затраты и время - насмарку. В общем, порой больше убытка, чем прибыли. Нужно сказать, что фармпроизводители очень сдержано и дипломатично отзывались о системе госзакупа.
О тендерной системе в Казахстане в прессе рассказывалось не однократно. По большому счету, эта система больше порочна из-за своей коррупционной "подкладки". И дело здесь, конечно же, не в людях, которые проводят тендеры. Проблема заключается в существующей системе проведения госзакупа. И если здесь не провести кардинальной адекватной реформы, общественность еще долго будут потрясать различного рода разоблачения среди даже министерского руководства. Тем более что такие прецеденты уже случались.
Казахстанские фармпроизводители отмечают, что биологическая промышленность сегодня серьезно нуждается в реанимации - необходимы новые научные ресурсы, опыт работы передовых предприятий, определенные капиталовложения. Вместе с тем отмечается, что науке требуются именно длинные деньги.
Здесь быструю отдачу получить очень сложно. Вероятно, по этой причине бизнес пока не спешит инвестировать данную сферу, несмотря на то, что оживленно ищет сферы вложения. Уповать остается либо на государство, от которого трудно пока ожидать чего-то хорошего, и на партнерство и сотрудничество с зарубежными коллегами.
И все же фармакологи отметили один положительный, знаменательный для них момент. 13 сентября этого года президент Назарбаев подписал госпрограмму реформирования системы здравоохранения республики на 2005-2010 годы.
В соответствии с ней, на укрепление материально-технической базы ветлабораторий будет выделено 7 млрд. 200 млн. тенге из госбюджета на ближайшие три года.
Николай Иванов, генеральный директор "Вита-СТ", отметил, что в Казахстане необходимо производить защитные препараты не только от болезней, которые встречаются у местного скота, но также и для того, который разводят в странах, где наша республика закупает КРС, МРС, "ножки Буша" и прочую снедь, в общем, с кем имеет тесные экономические связи.

Электронный адрес автора: peternnp@yahoo.com