Участвовавший в работе конференции, посол РК в Великобритании Ерлан Идрисов, заявил, что руководство республики готово "активно содействовать реабилитации Ирака и установлению стабильности в регионе".
Посол сообщил, что в настоящее время правительством рассматривается возможность направления в Ирак подразделения инженерных войск, оказания гуманитарной помощи населению Ирака, направления гражданских специалистов для восстановления инфраструктуры и оказания помощи в области строительства, медицины, сельского хозяйства и образования.
В этой связи, Е. Идрисов отметил, что казахстанские компании уже проявили интерес к возможности участия в реконструкции экономики Ирака и поставки "строительных материалов, продовольствия, в частности зерна, и другой необходимой продукции".
Еще в конце апреля Дж. Буш направил казахстанскому президенту письмо, в котором выразил признательность Казахстану "за сотрудничество в вопросах безопасности, борьбе с терроризмом и за готовность принять участие в восстановлении Ирака". Однако заметная активизация позиции казахстанских властей по иракскому вопросу во многом была обусловлена благополучным исходом голосования в Совете Безопасности. Резолюцию, как известно, поддержали единогласно все участвовавшие в голосовании члены Совета Безопасности, более того, она была воспринята как результат "победы здравого смысла".
Даже после внесения более 90 поправок в первоначальный текст, ее конечный (третий) вариант, в целом, был воспринят всеми как компромиссный. По словам российского министра иностранных дел Игоря Иванова, резолюция должна "способствовать стабилизации ситуации в Ираке, откроет перспективу для окончательного решения среднесрочных и долгосрочных вопросов, стоящих перед Ираком, позволит иракскому народу создать свое правительство и реинтегрироваться в международное сообщество".
Помимо того, что принятие данного документа в определенной мере примирило сторонников и противников военной акции в Ираке, укрепило пошатнувшиеся позиции ООН и создало условия для продолжения прерванного войной международного торга, оно также предоставило возможность малым и средним странам более свободно проводить свою "прагматичную" внешнюю политику, не боясь обидеть того или иного стратегического партнера.
Одно дело, когда казахстанская дипломатия, в условиях неопределенности прошлого месяца, вынуждена была открыто заявить, что "выражает готовность к тесному взаимодействию с Соединенными Штатами Америки в процессе мирного послевоенного обустройства Ирака", и совсем другое - когда теперь эту поддержку можно внешне представить, как деятельность, проводимую "под эгидой ООН", не рискуя при этом испортить отношения с Россией.
Как сказал недавно замглавы администрации российского президента Сергей Приходько: "резолюция создает международно-правовую основу для многоплановых усилий широкого круга стран по возвращению Ирака к нормальной жизни в качестве ответственного и полноправного члена международного сообщества".
На конференции в Лондоне Е. Идрисов предложил рассмотреть вопрос о создании на территории Казахстана "под эгидой ООН и стран коалиции на долгосрочной основе складов для хранения и переработки гуманитарной помощи и продукции, направляемой для восстановления экономик Ирака и Афганистана". Если в отношении афганского направления предложение казахстанской стороны выглядит вполне обоснованным, то не совсем ясно, насколько рентабельным было бы складирование и переработка таких грузов именно в Казахстане для их дальнейшей отправки в Ирак.
Как бы то ни было, задача оказания гуманитарной помощи, в связи с принятием резолюции, будет решаться несколько иначе, чем прежде. Согласно резолюции, ООН должна получить определенные контрольные функции в экономической области. При создающемся "Фонде развития Ирака"(будущий руководитель - американский представитель), куда после снятия известных санкций будут направляться средства от экспорта нефти и который будет распоряжаться средствами для импорта товаров, планируется сформировать международный контрольный совет (МКС) - с участием ООН, МВФ, Всемирного банка и Арабского фонда социально-экономического развития (вместо предлагавшегося ранее совещательного совета). Наблюдение за всеми операциями по экспорту нефти и импорту товаров, а также регулярная отчетность о своей работе Совету Безопасности, должны, вероятно, способствовать достижению прозрачности в этой сфере.
Всемирная продовольственная программа при ООН должна с первого числа следующего месяца в полном объеме возобновить поставки гуманитарной помощи в Ирак. Кроме того, данное агентство заключило договор на покупку 1,2 миллиона тонн иракской пшеницы урожая этого года на средства, полученные от программы "Нефть в обмен на продовольствие". В прошлый четверг директор агентства Джеймс Моррис отметил, что оно уже поставило через Турцию, Иорданию, Сирию, Кувейт и Иран "достаточное количество продовольствия, чтобы в течение месяца обеспечить половину всех иракцев".
Одним из центральных моментов в восстановлении Ирака является, разумеется, вопрос о будущем его нефтедобывающей отрасли. По планам так называемого министерства нефти, Ирак должен в течение двух-трех недель возобновить экспорт нефти, прерванный 20 марта, и уже сейчас начинает принимать "заявки от международных компаний на заключение контрактов на закупку топлива". Временное министерство проинформировало СМИ о том, что в настоящее время страна производит 700 тыс. баррелей в день, а в течение нескольких недель рассчитывает выйти на уровень в 1,3-1,5 млн. баррелей в день.
Кроме того, Ирак собирается продать 7 млн. баррелей нефти, хранящиеся в турецком порту Джейхан, и 4 млн. баррелей, находящиеся вблизи нефтяных терминалов в Басре.
На этой неделе все чаще стали высказываться мнения о том, что Россия, довольно легко уступив США в вопросе принятия резолюции в обмен на обещания обеспечения ее интересов в обновляемом Ираке, допустила непростительную ошибку, поскольку американские власти свои обещания сдерживать не станут. Такие предположения подтверждают новости по поводу основных иракских-российских контрактов по нефти (в том числе и на "Западной Курне-2"), которые, как выяснилось, временное руководство страны, вслед за правительством Хусейна, намерено аннулировать. В американской формулировке это заявление звучит иначе: правительство США намерено рекомендовать будущему иракскому министерству нефти осуществить проверку контрактов, заключенных с компаниями из России, Франции и Китая, поскольку "каждый из этих договоров должен быть исследован на предмет законности его статуса" и его соответствия интересам иракского народа.
Чем бы эта инициатива ни закончилась для России и ее компаний, важно другое - то, что гарантировать обеспечение чьих-либо интересов в Ираке американцы будут и в дальнейшем преимущественно на словах.
США, конечно, никому открыто не отказывают в возможности заработать на восстановлении Ирака. Даже в отношении перспективы участия Белоруссии в этом процессе было сказано, что все будет зависеть "от позиции будущего иракского правительства и от представителей иракского бизнеса". Такое мнение в интервью "Белорусской газете" на прошлой неделе высказал посол США в Белоруссии Майкл Козак. Правда он счел необходимым заметить, что "та мощная поддержка, которую Белоруссия оказывала режиму Саддама Хусейна, внесет свой вклад в увеличение недоверия к белорусским деловым партнерам".
Многие уверены в том, что для неамериканских или небританских компаний получить серьезный подряд на восстановительные работы практически невозможно, поэтому все надежды сегодня связаны с субподрядами.
Американский посол в Украине Карлос Паскуаль пояснил украинской стороне, которая хотела бы силами десяти своих компаний поучаствовать в строительстве нового Ирака, что США ожидают "по меньшей мере, две отдельные фазы в восстановлении" страны. По его словам, "на первой фазе восстановительные усилия финансируются долларами американских налогоплательщиков…
Мы надеемся на вторую фазу, в которой поступления Ирака от продажи нефти будут помогать финансировать восстановление страны. На первой фазе генеральные контракты переданы американским компаниям". Что касается украинских (и других) компаний, то Соединенные Штаты по мере сил будут использовать гибкие условия своего законодательства, "которые позволяют другим странам участвовать в качестве субподрядчиков".
О существующей тесной связи между американским бизнесом, рынком реконструкции Ирака и руководством США говорится в последнее время часто и много. Джеффри Сакс в своей статье в "Financial Times" (22.05.03), например, напомнил, что "факт получения контрактов компаниями Bechtel, Halliburton и Fluor вызвал негодование в обществе из-за известной близкой связи между руководством этих компаний, администрацией Буша и финансированием его предвыборной кампании".
О подобных связях, понятно, наслышаны и в казахстанском правительстве: думается, совсем неслучайно, после всех событий прошлой недели (включая участие казахстанской делегации на лондонской конференции), в понедельник премьер встретился в Астане с главой "Halliburton Energy Services" (HES) Джоном Гибсоном.
В ходе встречи, как сообщает Казинформ, премьер-министр особо подчеркнул, что США являются основным инвестором в Казахстане, а присутствие крупнейших американских нефтяных и сервисных компаний служит "лучшим подтверждением приоритетности сотрудничества двух сторон".