Упомянутая проблема для государства с рыночной экономикой, каким неожиданно стал недавно Казахстан, бесспорно, является одной из фундаментальных. Справедливо обозначив ее как "очень актуальный" вопрос, Г. Марченко откровенно отметил, что в прошлом году, как и на протяжении нескольких последних лет, рынок акций в стране не претерпел "никакого качественного улучшения". Несмотря на наличие акций на общую сумму 4.5 млрд долларов, реальный объем торгов по данному финансовому инструменту очень незначителен, поскольку основной объем эмиссий размещается на первичном рынке.
Высказываясь о своих планах по совместной работе в данной области с вновь назначенным правительством, председатель Нацбанка поделился наболевшим: "Я думаю, что в этом вопросе с новым правительством нам повезет больше, чем с тремя предыдущими кабинетами…". В этой связи, вспоминаются слова Марченко на пресс-конференции 5 сентября прошлого года о том, что он "в основном" разделяет критику президента Казахстана относительно провала работы фондового рынка республики. Тогда он в очередной раз подчеркнул, что реализация программы приватизации госпакетов крупных отечественных предприятий в республике "не двигается", а "госпакеты в этих компаниях пока никак не продаются". Отмечая, что основная проблема заключается "в неразвитости" рынка акций, Марченко сказал: "Причины этого очевидны давно", напомнив, что именно поэтому он в 1997 году ушел в отставку с поста председателя Национальной комиссии Казахстана по ценным бумагам (НКЦБ).
Формулируя свою позицию по обсуждаемому вопросу, г-н Марченко вновь отметил: "К сожалению, уже поменялось третье правительство, и никакого поступательного движения в этой области нет. Поэтому, если брать эту сферу, то я с оценкой президента согласен". Таким образом, председатель главного банка страны недвусмысленно дал понять, что виновной в сложившейся ситуации считает "институциональную структуру".
Противоположное мнение, все еще бытующее во властных структурах, озвучила в далеком уже 1998 году, исполнительный директор, упраздненной в июле прошлого года, Национальной комиссии по ценным бумагам РК (НКЦБ), Галина Шалгимбаева, ныне возглавляющая департамент по регулированию рынка ценных бумаг Нацбанка. По ее словам, "желание правительства, Министерства финансов, НКЦБ (по реализации программы авт.), к сожалению, не всегда совпадает с желанием и готовностью самих предприятий, вошедших в программу "голубые фишки". Речь здесь, конечно, не идет о том, что г-жа Шалгимбаева до сих пор придерживается этого мнения, очевидно, что нет. Дело в том, что данные слова отражают мнение тех структур власти, которые и сегодня видят основную причину плачевного состояния реализации программы "голубые фишки", прежде всего в действиях самих предприятий.
Справедливости ради надо отметить, что обе точки зрения имеют реальные основания, о чем свидетельствует приватизационный опыт других стран.
Признаться, более удивила в свое время позиция К. Токаева, в его выступлении на расширенном заседании правительства 11 августа 2000 г., где он дал оценку ситуации по осуществлению приватизационной программы правительства в текущем году. Отметив о наличии "серьезных сложностей", премьер сделал довольно странный, на первый взгляд, вывод о том, что госорганы " не хотят или не могут осуществлять эффективное управление" государственным имуществом, а также проведение предпродажной подготовки объектов приватизации". Странный, потому что он прозвучал из уст главы правительства, представленного этими "госорганами", которые, так или иначе, находятся в его подчинении.
Однако ничего парадоксального в словах главы правительства, разумеется, не было. Проблема реализации программы "голубых фишек" в значительной мере лежит в сфере согласования интересов различных политико-экономических групп, деятельность которых влияет на темпы и качественные характеристики процесса. Ввиду неразвитости казахстанского политического рынка, они представлены негибкими и закрытыми чиновничье-предпринимательскими группами, которые не могут легитимно продвигать интересующие их вопросы. Это объясняет также слабость правовой базы, регулирующей отношения в данной области (не случайно так трудно идет принятие ряда законов: "Об акционерных обществах", "О лоббировании" и даже "О благотворительной деятельности").
Весьма показательным в этой связи было выступление Г. Марченко 27 ноября прошлого года на заседании правительства, где он предложил принять "политическое решение" по возобновлению работы правительства относительно вывода на фондовый рынок государственных пакетов акций отдельных национальных компаний. При этом руководитель Нацбанка выступил за сохранение контрольного пакета голосующих акций у государства "для обеспечения права блокирования отдельных решений".
Другой важной проблемой, отражающей неразвитость казахстанского фондового рынка, как известно, является нехватка ликвидных инструментов. По данным Нацбанка, в настоящее время в Казахстане имеется "избыточная ликвидность на финансовом рынке", только активы накопительных пенсионных фондов составляли в конце прошлого года около $100 млн.
Как отметил теперь уже бывший министр финансов Мажит Есенбаев на том же заседании правительства, финансовой рынок страны не готов оперировать акциями ликвидных предприятий. Свое мнение он аргументировал тем, что из выставленных на фондовый рынок (20-21 ноября 2001 г., авт.) 5% "высоколиквидных" госакций медной корпорации ОАО "Казахмыс" было реализовано лишь 0,35%. В связи с этим, М.Есенбаев предложил правительству "более глубоко прорабатывать вопросы", позволяющие определить востребованность акций тех или иных предприятий на фондовом рынке Казахстана.
М.Есенбаев подчеркнул, что Министерством финансов была разработана программа приватизации предприятий, акции которых могут быть выставлены на фондовый рынок. Однако, по его мнению, вопрос стоит по-другому - насколько эти акции будут востребованы теми участниками фондового рынка, для которых они предназначены.
И все же, несмотря на объективные и субъективные трудности, приватизационная программа правительства, утвержденная еще в 1996 году, действует и в этом году. Об этом сообщил журналистам в мае этого года нынешний министр финансов Александр Павлов. По его словам, министерством и Нацбанком разрабатывается механизм продажи акций госпакетов в крупнейших предприятиях страны, входящих в перечень "голубые фишки". На сегодня, это, прежде всего, госакции Усть-Каменогорского титано-магниевого комбината (15,5%), а также три предприятия "Евразийской группы": АО "Казхром" (31,37%), АОА "Алюминий Казахстана" (31,64%)и Соколовско-Сарбайское горно-производственное объединение (39,5%).
Уже в июне заместитель председателя комитета госимущества и приватизации Эдуард Утепов уточнил, что в третьем квартале этого года предполагается начать реализацию данного механизма путем продажи госакций УКТМК через Казахстанскую фондовую биржу (KASE). Следующим, после четырех вышеуказанных предприятий, должно быть ОАО "Казцинк".
Возможно, сотрудничество правительственных органов и Нацбанка на этот раз будет более плодотворным. Во всяком случае, как отметил Г. Марченко в феврале этого года: "…уже сложилось определенное взаимопонимание и готовность двигаться вперед".