Руководители частных детсадов, конечно, в шоке от такой новости, ведь так они могут потерять часть контингента воспитанников.
– В детсадах города, для того чтобы заинтересовать родителей, “изобрели” услугу, которую назвали “развозка”, – рассказал начальник областного управления образования Бакытжан САЙЛЫБАЕВ. – Утром детсадовский микроавтобус отправляется за малышами, вечером развозит всех опять же по домам. Конечно, это удобно для занятых родителей, которым не надо самим водить детей в садики и забирать их оттуда. С другой стороны, взрослым полезнее всё же ежедневно самим навещать детсады, где воспитываются их дети.
Местная полицейская служба несколько недель проверяла, как функционирует та самая “развозка”.
– Частных детсадов у нас в городе более двухсот, но услуги по развозке детей есть в 151, – уточнил начальник МПС Кызылорды Ермек КУДАЙБЕРГЕНОВ. – И мы склоняемся сейчас к тому, что эти услуги следует пока запретить. Ибо это нарушает стандарты оборудования автомобилей для перевозки детей младшего возраста во всех частных детсадах, где есть развозка воспитанников по домам. Прежде всего, не укомплектованы микроавтобусы автокреслами, да и каждое сиденье в таком автомобиле должно быть снабжено ремнем безопасности. Все микроавтобусы детским садам рекомендовано покрасить в единый цвет (предлагается желтый. – Авт.), и на бортах должна быть четкая надпись о том, что перевозятся дети.
Еще перевозчикам данного типа следует обзавестись желтыми мигалками. А за рулем авто, в котором едут дети, должен быть водитель со стажем вождения не менее пяти лет.
Требования по модернизации автомобилей во время проверки руководству учреждений полицейские предъявляли сразу. Хозяева транспорта против нового окраса для “Газелей”, да и покупать десятки автокресел накладно. Им легче расторгнуть договор и найти другую подработку. Там, где у детсадов машины свои, согласились с условиями, но на выполнение задачи необходимо время. Бизнес на детстве – детсад за пять тысяч в месяц
– Пока что пусть не возят малышей, – рассказал Кудайбергенов. – У нас в городе за последнее время с детсадовскими микроавтобусами случились три аварии, в которых из-за отсутствия автокресел пострадали дети.
15 июня в Кызылорде на пересечении улиц Кунанбаева и Сапарбаева микроавтобус “Газель”, принадлежащий детскому саду “Ералаш”, столкнулся по касательной с автомашиной Honda CR-V. В результате 21 ребенок, находившийся в салоне, был доставлен в приемное отделение областной детской больницы, после осмотра все малыши были отпущены домой, переданы родителям.
Примерно такое же ДТП случилось через несколько недель с машиной детсада “Даулет”. Тогда обошлось без серьезных последствий для здоровья малышей и воспитателей. А вот 25 августа утром на пересечении центральных улиц Кызылорды – Токмагамбетова и Жанкожи – столкнулся с другой машиной микроавтобус детского сада “Хандаулет”.
– В это время в салоне микроавтобуса находились 11 детей и две воспитательницы, – рассказал замакима города Кызылорды Шахмардан БАЙМАНОВ. – Всех их доставили на каретах скорой помощи в медучреждения, детей обследовали в областной детской больнице, воспитательницы поступили в областной медицинский центр. 8 детей были отданы родителям после оказания первой помощи, а трое ребят остались в больнице с травмами. Одна из воспитательниц, Эльмира Сеилова, скончалась в реанимационном отделении, у женщины была черепно-мозговая травма. Вторая воспитательница, Айдана Сарсенбек, тоже с черепно-мозговой травмой сначала поступила в реанимацию, а потом была переведена в отделение нейрохирургии, сейчас ее состояние стабильное. Умершей Эльмире Сеиловой было тридцать два года, остались сиротами ее четверо детей. Семье погибшей оказана материальная помощь, но, конечно, детям матери никто не заменит.
За рулем микроавтобуса, ДТП с участием которого обошлось так трагично, был Кыдырали Досжанов.
– Мужчина, 1993 год рождения, в детском саду “Хандаулет” работал на договорной основе, – уточнил Байманов. – Хочется сказать, что во всех детсадах Кызылорды прошла проверка на соответствие всем абсолютно нормам не только перевозки детей, но садики были ранжированы, то есть мы знаем, в каких из них есть недостатки. И далее идет речь о том, что если они не будут исправлены полностью, то государство не станет размещать образовательные заказы в тех из них, которые до хороших оценок не дотягивают.
КЫЗЫЛОРДА