Старая, еще "деревянная" Алма-Ата на фотоснимках прошлых лет имеет особую неповторимую прелесть исторического шарма. Близ парка им. Горького стоял выгнутый, как бы "горбатый", "Пугасов мост", очевидно, построенный на деньги купца Пугасова.
В районе этого моста, на пересечении улицы Кирова и реки Малой Алма-атинки семья Скаковских первое время снимала комнату в частном доме (позднее они получили отдельную квартиру).
В почтовом ящике регулярно появлялись письма со штемпелем г. Москвы, позднее письма стали приходить уже не из Москвы, а с Дальнего Востока. Чемодан с письмами отца цел и хранится Александром Скаковским до сих пор.
О чем говорят документы
О человеке, которого нет в живых, могут рассказать его вещи, документы…
Диплом кандидата наук, выданный в Москве 29 октября 1949 г., диплом доктора наук от 9 апреля 1952 г., согласно которому Скаковскому Николаю Константиновичу присуждена ученая степень доктора геолого-минералогических наук. Редчайший документ, диплом и значок: "Решением коллегии Министерства геологии СССР от 29 октября 1970 г. за открытие Восточно-Коунрадского молибденового месторождения в Казахской ССР тов. Скаковский Николай Константинович награжден дипломом и значком "Первооткрыватель месторождения". Министр геологии СССР А. Сидоренко, 3 ноября 1970 г.
(Этот документ вручен посмертно, его получили уже родные профессора Н.К. Скаковского).
Привет из Одессы
Побывав в застенках НКВД, где целых три года приходилось терпеть ужас пыток и унижения, голод и неизвестность, геолог Н. К. Скаковский почти перед войной был выпущен на свободу. Чудом выживший, он получил возможность подлечиться в санатории им. Чкалова, на берегу Черного моря. Из Одессы Н. К. Скаковский каждые 2-4 дня посылал письма, открытки, фотографии, на которых торопливо делал надписи: "После всего пережитого, после тяжелых ранений и контузий, после зверского расстрела и мучительнейших операций, после трех лет величайших мук и страданий, физических и нравственных, тягчайших испытаний и неравной борьбы за правду и справедливость, после трехлетней разлуки с любимыми и близкими, после тягчайшего удара - полной и навсегда потери семьи, - я сохранил в себе и пронес через все пережитое радость и цель жизни".
"Дорогой незабываемой Марии Дмитриевне - принявшей глубокое участие в моей судьбе в тяжелые годы моей жизни, в годы величайших мучений и страданий, своей сердечной теплотой и дружеской лаской, вечно женской нежностью и безграничным доверием согревшей меня после всего пережитого - на память от 8-28 января 1940 года. Н. Скаковский. 2/IV/40г. г. Одесса, санаторий им. Чкалова".
"С берега Черного моря, из Одессы, шлю своё поздравление с праздником 1-го Мая дорогой Марусе. В этот день я буду бродить в своем любимом уголке парка, любоваться морем и вспоминать столь далекую, но вместе с тем близкую и любимую Марусю. Впереди еще много будет маев! Привет. Н. С. 18/IV/40 г. Одесса, сан. им. Чкалова".
Очень может быть, что геолог Н. Скаковский был отпущен из НКВД для того, чтобы работать "на оборонку". Он, как и все геологи той эпохи, имел свой гриф секретности. И мы сегодня вряд ли узнаем, какие он тогда получил распоряжения. Но то, что очень ценное, стратегическое месторождение молибдена для целей военной промышленности СССР позднее было найдено - факт. Геологоразведка блестяще выполнила свою задачу!
Среди писем сохранилось и одно необычное. Конверт сделан из газеты "Комсомольская правда", на конверте марка: летчик в шлеме, на фоне самолета. Дата на штемпеле г. 42 (1942 год - прим.авт). А напечатано в том номере следующее: "В районе Сталинграда бойцы отбили атаку противника. В течение ночи на 22 октября наши войска вели бои с противником в районе Сталинграда и в районе Моздока"; "Нашими кораблями в Черном море затоплены 3 вспомогательных судна противника общим водоизмещением в 13 000 тонн"; "Коллектив Алма-Атинского табаксовхоза собрал более 7 000 руб. на подарки…".
Так шла война. Кто-то сражался в боях. Кто-то искал металлы для оружия. Победа досталась ценой общих усилий.
В настоящем времени
Фамилия Скаковских внесла свою лепту в "новейшую" историю Казахстана и СССР, СНГ. Рекордное количество кроводач знаменитого алматинского донора, сына профессора Николая Скаковского - Александра Скаковского - внушает не просто уважение, но даже, пожалуй, трепет.
Еще в начале 2009 года их было 845, а сейчас, спустя всего полгода - уже 856. Он много лет сдает свою кровь и всегда без-воз-мезд-но! Для народа!
Донор А.Н. Скаковский - обладатель нагрудного знака "Почетный донор СССР". А автор лично видела как всем почетным донорам г. Алматы вручали "Курметти донор". И именно у А.Н. Скаковского - удостоверение № 1.
В его нестандартном образе жизни, определенно, есть что-то отцовское, героическое. Он уже немолод (родился в 1946 году). К нему обращались (и обращаются) родители больных детей, родственники и близкие тех, кто попал в операционные блоки больниц.
Он ведет здоровый образ жизни, не курит, не пьет спиртного. Он привык жить скромно, на протяжении многих лет. И всегда готов прийти на помощь…
Фото из семейного архива А. Н. Скаковского.