В это же время в Испании был такой же клуб-лифт – “Севилья” из Андалузии. Тоже крепкая команда. Формально самый старый клуб Испании. Небогатый. Гонору – на Мадрид. Болельщики – рабочие и портовые грузчики. Главное достижение – второе место 1951 года. Все остальное время “Севилью”, как и “Кайрат”, мотало из примеры во второй дивизион – сегунду.
Денег не было настолько, что клуб брал на офисные должности не спецов, а своих же бывших игроков.
В 2000 году хозяева назначили вратаря Рамона Верхедо по прозвищу Мончи на должность спортивного директора.
Перед ним поставили две задачи: реформировать клубную академию и наладить систему скаутинга. Как раз в том году “Севилья” опустилась на дно испанского футбола. Руководство решилось: пора что-то менять.
Сначала оптимизировали тощий бюджет. Сокращали всё: представительские, зарплаты, рекламу и напитки. Остатки бросили не на игроков, а на создание аналитической службы. Большим деньгам можно противопоставить только мозги.
Аналитиков ориентировали на поиск данных об игроках сегунды: сколько футболист пробегает за игру, как быстро устает, скорость в рывке, сила удара, как отбирает, как играет в команде или соло, перехваты мяча, удары головой...
Все требования давал тренер, а директор уже искал тех, кто подходил под ТТХ. За год аналитики набили базу данных. Рамон Верхедо обновил команду, и в этом же году “Севилья” вернулась в примеру.
Через два года ему развязали руки и дали трансферные деньги.
Мончи решился на покупку – за защитника молодежной сборной Бразилии Дани Алвеса он отдал “всего” 550 тысяч долларов.
В 2006 году в Эйндховене “Севилья” разгромила английский “Мидлсбро” и завоевала первый за полвека трофей – Кубок УЕФА. “Астана” vs “Кайрат”: футбольные войны двух столиц
Теперь аналитики “набивали” данные по всем игрокам мира. Приличные деньги стали получать скауты – глаза и уши “Севильи” были на каждой игре.
В 2005 году в команду пришел новый тренер Хуанде Рамос. Вместе с Мончи он выработал новую тактику – активная игра и постоянный прессинг по всему полю.
Размеры поля известны. Требования к игроку тоже можно прописать заранее. Например, надо найти левого полузащитника, который может за игру пробежать 12 километров, а в рывке сделать 80 метров за 11 секунд.
Тренер дает заявку аналитикам, те выкатывают список из 20 игроков.
В дело вступает директор. Его скауты идут на игру кандидата и делают отчет о его работе. Они же набрасывают психологический и социальный портрет футболиста. Интересует всё: где родился, в какой семье, как учился, какие отношения с родными, кто друзья, есть ли семья и дети, есть ли хобби, брал ли кредиты и сколько животных в доме. Все это информация для хорошего менеджера. Если все устраивает, то игроку делают предложение. На переговоры с ним выезжает сам директор.
Он не гнушался, если надо, встретиться с женой и родителями игрока: самое важное для человека – его семья. Зная ее потребности, можно заставить любого сделать все, что нужно и семье, и команде.
Так, встраивая игроков как фишки пазлов, Рамон Верхедо сделал из посредственной “Севильи” чемпиона. А где победы – там и деньги.
В большом футболе игра каждого игрока оценивается монетой. Вдруг оказалось, что недооцененные игроки очень даже нужны.
Так, первую покупку Мончи – Дани Алвеса – через 6 лет выкупила “Барселона”. Но уже за 35,5 миллиона евро. Сейчас у бразильца 36 трофеев: он выиграл 7 чемпионатов, 6 Кубков и Суперкубков, трижды Лигу чемпионов, дважды Кубок УЕФА, четыре Суперкубка УЕФА и три титула чемпиона мира среди клубов.
Мончи зажег много других звезд: за копейки он купил Жулио Баптисту, Адриано, Ренато, Касереса, Сейду Кейта, Ивана Ракитича, Федерико Фасио, Алекса Видаля, Кондогбия. Плюс выходцы из академии клуба – Карлос Марчена, Хосе Антонио Рейес, Хесули и Серхио Рамос. Всех он продал. И ему за это благодарны.
По сути Мончи запустил конвейер по поиску одаренных футболистов, их обкатке и продаже на сторону. Всего он “нашел” свыше 200 звезд.
И заработал для “Севильи” только на трансферах более 200 миллионов. Эта купля-продажа была не только ради денег – все футболисты в свое время были лидерами команды.
Мончи отдал Севилье 16 лет. За это время клуб выиграл пять титулов Лиги Европы, Суперкубок Европы, два Кубка Короля и Суперкубок Испании. Неплохой результат для запасного вратаря.
Все, что сделал Мончи, – стал нормальным менеджером. Он применил популярный метод управления через процессы.
Всю работу – а футбол это работа – он разбил на процессы и ввел требования на их исполнение по качеству и времени. Тренер же наложил эти требования на тактику игры. Все...
Ключевой работник в любой системе – руководитель. Этот персонаж несет ответственность за весь результат. И если облажался исполнитель – это вина руководителя. С другой стороны, все медали-лавры тоже боссу.
Любой министр, бастык или директор – это Мончи. Он главный игрок на отраслевом поле экономики или общества.
Не важно, спорт это, бизнес или государственная служба, работать в любой системе может любой человек. Даже очень средний. Главное – чтобы его начальник четко понимал, как работает система, на что способен “игрок”, что он может дать команде и как развивать его лучшие качества.
Но отечественный опыт государственного строительства показывает, что система эффективно работает только в ручном режиме, когда сам министр закатывает рукава и делает работу клерка. Пусть умного, но клерка.
В результате наши министры становятся пожарными, которых бросают спасать ситуацию. Или лицо. Конечно, при переходе из одного госоргана в другое он будет брать свою команду доверенных защитников, нападающих и разводящих-распасовщиков. Все остальные получают желтую карточку и идут отсиживаться на “банке” до прихода нового бастыка.
Не надо работать с судьями. Играйте головой.