История с селом Покатиловка в Западно-Казахстанской области вызвала неоднозначную реакцию общественности.
Напомним, идея переименовать населенный пункт в Атамекен (в переводе с казахского языка – «земля предков». – Прим. ред.), выдвинутая инициативной группой и поддержанная частью жителей, вызвала возмущение другой части сельчан. Девятого апреля аким села Абзал Хами сообщил, что инициатива отклонена в силу «недостижения кворума».
«Был проведен опрос по личной инициативе тех, кто против (переименования. - Прим. ред.), и тех, кто за. Они собирали подписи. Были две встречи с каждой из сторон, в результате тех, кто не поддерживает переименование, было больше, и вопрос оставили. Приняли решение не переименовывать», - говорит Сатыбалдиева.
В инициативной группе, которая обратилась с предложением о переименовании села, по словам акима, было около десяти человек. За переименование села высказалось более 150 жителей села, против выступили свыше 400 человек, рассказывает местная жительница Динара Сатыбалдиева.
«Наше село не просто так названо Покатиловкой – это в честь тех, кто основал наше село 112 лет назад. Мы хотим, чтобы это название осталось таким, каким его назвали изначально. Мы не выступаем против названия Атамекен, мы против любого нового названия», - говорит Сатыбалдиева.
Стоит отметить, что ее мнение поддержали несколько десятков жителей, которые собрались в пятницу у дома местного предпринимателя. На этот день, как было анонсировано ранее в местной газете, назначался сход жителей для обсуждения инициативы. Но выяснилось, что собрание уже проведено, и среди собравшихся в пятницу не оказалось сторонников переименования.
Также отметим, что из-за переименования улиц продолжает шуметь и Павлодарская область. Только успокоилась буря в областном центре, как начали возмущаться жители пригородного села Павлодарское. Как сообщает Orda.kz, здесь тоже решили переименовать 30 улиц. Пока на домах таблички со старыми названиями. Прежде чем их заменят на новые, власти проведут ряд процедур, предусмотренных законом. В соцсетях активисты призывают земляков не оставаться в стороне и отстаивать старые названия. Кто-то не видит необходимости тратить бюджетные деньги на новые таблички и время на перерегистрацию документов, а кому-то новые названия, наоборот, кажутся вполне приемлемыми.
Обострение данной темы вызвала и недавняя очередная провокация российского политика, депутата Госдумы РФ и лидера Либерально-демократической партии России (ЛДПР) Владимира Жириновского, который раскритиковал намерение местных властей массово переименовать улицы в Павлодаре.
«Казахстан, город Павлодар – собрались переименовывать 30 улиц: русские названия – дать казахские. Ну вы постройте города свои казахские и там давайте названия казахским улицам. А что на чужом-то делать? Еще Петр I, так сказать, форпост там был установлен коряковский – и защита добытчиков соли. Там не было никаких государств, степи, кое-где кочевники, а соль недалеко там – в Оренбурге, да и там в Павлодаре, где будущий город. Где вы были, Казахстан, 300 лет назад? Вас же не было, джунгарские племена были, но племена – страны «Джунгарии» не было», - сказал Жириновский в эфире «ЛДПР ТВ».
Стоит отметить, что казахстанский общественный деятель Мурат Абенов уже призвал к ответу Жириновского за его провокационные слова, передавал Azattyq Rýhy.
«Такие наши верные «союзники». И такое наше геополитическое настоящее. Делаем вид, что не слышим и не видим. Раньше они были сдержаннее, сейчас уже не соблюдают даже внешних приличий. Будет ли реакция МИДа? Может, вызовут помощника какого из посольства для демонстрации возмущения. Все же депутат Госдумы, лидер фракции. Официальное лицо грозит территориальной целостности Казахстана, а это уже преступление. Может, хоть кто-то из депутатов парламента наберется смелости ответить?» - вопрошает общественный деятель.
Так или иначе, мы видим, что страсти вокруг темы переименований в Казахстане не утихают, местами обостряются и, как следствие, требуют своего разрешения - конструктивного, рационального и полюбовного. По крайней мере, так показывает опыт.
Накануне медиа-портал Caravan.kz опубликовал материал с комментариями двух отечественных экспертов – общественного деятеля Мурата Телибекова и политолога Замира Каражанова – на этот счет.
Телибеков подчеркнул, что «суть процесса останется здоровой и прогрессивной при условии тщательного контроля со стороны государства, искоренения различных извращений и спекуляций. В противном случае благими намерениями будет вымощена дорога в кромешный ад». Политолог Замир Каражанов в свою очередь подметил, что переименования – это нормальный процесс, вечных названий не существует. Другое дело, что он должен протекать естественно, без бюрократических и административных мер, с учетом мнения местного населения.
В сегодняшнем материале мы приводим мнение другого спикера - общественного деятеля Эльмара Хусаинова касательно этой темы. Наш собеседник убежден, что в действительности численная состовляющая противников переименования в Казахстане крайне мала, и местным властям необходимо выстраивать с ними диалог, чтобы донести значимость сего процесса.
- Республика Казахстан уже 30 лет является независимым государством, - отметил Хусаинов в начале беседы. - Мы находимся в процессе восстановления исторической справедливости, национальных и традиционных ценностей, а потому можно считать, что переименование городов, сел, улиц – это неизбежный и вполне логичный процесс. Поэтому гражданам Казахстана необходимо принять этот факт, а местным властям вести разумную и планомерную работу в этом направлении.
Не секрет, что ярыми противниками процесса восстановления исторической справедливости являются некоторые граждане, которые не связывают свое будущее с независимым Казахстаном, которые грезят о присоединении к Российской Федерации.
Мы наблюдали это на разных форумах и в группах в социальных сетях: например, при переименовании улиц Павлодара.
На самом деле таких активных людей с пророссийской позицией немного. Поэтому надо поддерживать восстановление исторических ценностей, переименование улиц и населенных пунктов, ценить и любить свою страну, учить казахский язык, ведь все мы – граждане независимого Казахстана – одна большая семья.
- Эльмар, по реакции на смену названий наше общество, пожалуй, можно разделить на три условных лагеря: одни полностью поддерживают эту политику, вторые выступают категорично против, а третьим же попросту все равно. Каково, на ваш взгляд, численное соотношение этих взглядов?
- Я вас уверяю, что большинство жителей страны «за» политику восстановления исторической справедливости. Также немало и тех, кому просто-напросто неважны такие инициативы. Для них наиболее насущным является вопрос изменения качества жизни. Для них важно, чтобы на улицах, которым дают новые названия, устанавливалось освещение, был асфальт, строились школы, детские сады и другие важные социальные объекты. Для этого есть разные программы развития населенных пунктов по улучшению качества жизни. Поэтому местным властям необходимо разъяснять этим категориям граждан, что данные программы будут исполняться в конкретных населенных пунктах. Тогда, я думаю, существенная часть населения будет поддерживать данную политику.
Теперь о третьей части, которая, я также уверяю вас, очень мала в своей численности: они не согласны с переименованием улиц – с ними должны проводиться индивидуальная работа со стороны властей.
- А как вы можете прокомментировать ситуацию касательного того, как сельчане из ЗКО смогли отстоять старое название своего поселка – Покатиловка?
- На самом деле, я не согласен с формулировкой, что жители поселка Покатиловка смогли именно отстоять свое старое название. В этой ситуации можно и нужно говорить о безалаберной работе местных властей, которые очень неграмотно провели разъяснительную работу среди населения, которые вовремя не смогли провести беседу с местными активистами, выступающими против переименования.
Одним из основных тезисов противников переименования улиц является то, что из-за этого не улучшаются ни состояние этих самых улиц, ни уровень жизни в населенных пунктов. Поэтому, повторюсь, нужно принимать четкие программы, направленные на развитие и улучшение качества жизни, социальной и экономической обстановки в сельской местности. Когда власть донесет это до местных жителей, тогда, я уверен, и местные жители поддержат идеи властей, приняв переименование.
- Согласны ли вы с тем, что тема переименований стала весьма удобной для отдельных политиков, экспертов и СМИ в России в том плане, что они могут разыгрывать свои провокационные мнения и делать острые выпады в наш адрес? Не складывается ли такое ощущение, что они уже нащупали «болевые точки» Казахстана – территориальный вопрос, тема языка, процесс переименований – и намеренно давят на них?
- Хочу отметить, что пора нашему МИДу выразить официальный протест господину Жириновскому. На его выпад отвечу юридическими и историческими фактами.
Первое - между РФ и РК подписаны все необходимые договоры об установлении российско-казахстанской границы. Отмечу только то, что построенные крепости Петропавловск и Павлодар были лишь частью Российской империи по колонизации нашей территории, ведь не секрет, что одна из ставок Абылай-хана располагалась на территории Петропавловска. И эти территории всегда принадлежали казахским племенам Казахского государства, которые назывались ранее Белой Ордой и Золотой Ордой. При этом, учитывая сегодняшние реалии, мы ведь не ставим вопрос о восстановлении Золотой Орды и возврате Оренбургской, Омской, Астраханской областей, Омска, Екатеринбурга и Байкала в целом. Мы ведь понимаем, что так сложилось и эти земли принадлежат нашему северному соседу.
Теперь касательно того, что Жириновский, Никонов, Федоров, Мединский и другие персоны якобы нашли «болевые точки» нашей страны. С этим я не соглашусь. Ведь как бы им не нравилась наша многовекторная политика страны – мы живем ею. Латинизацию казахского языка мы утвердили, статус казахского языка из года в год поднимаем. И в ближайшем будущем, я предполагаю, все, кто связывает свое будущее с Казахстаном, обязательно будут знать государственный язык.
Как я отмечал ранее, процесс переименования городов улиц и населенных пунктов будет продолжен. И поверьте, у северного соседа разрешения на это мы просить не будем. - резюмировал эксперт.